“…Так же любил Иван Алексеевич автомобиль. Для него автомобиль являлся как бы живым существом. Болезненно переносил аварии во время заводских испытаний. Страдал даже, когда шофер при нем грубо, со скрежетом переключал передачи…”
из воспоминаний Бориса Громова

15 июня 1896 года родился Иван Алексеевич Лихачёв – советский государственный деятель, один из организаторов отечественной автомобильной промышленности.

Иван Алексеевич Лихачёв родился в селе Озеренцы Тульской Губернии. Получил четырёхгодичное образование, в 1908 году переехал в Петербург, где начал трудиться слесарем на Путиловском заводе. В 16 лет юный Иван Алексеевич впервые в жизни увидел автомобиль, который произвёл на него неизгладимое впечатление. Два года спустя он заканчивает курсы шофёров.

В тяжёлом для русской армии 1915 году, Лихачёв был мобилизован. Служил на Балтике, воевал на Западном фронте. Летом 1917 года вступил в РСДРП, после Великой Октябрьской Социалистической революции участвовал в формировании красногвардейских отрядов, служил в органах ВЧК. В 1921 году был переведён на должность управляющего делами Московского губернского профсоюза.

В конце 1926 года энергичного большевика назначают на должность директора Первого государственного автомобильного завода (ранее завод “АМО”), располагавшегося в Москве. Три года спустя Иван Алексеевич в составе советской делегации посещает американские и немецкие автомобильные заводы, перенимает опыт и технологии для организации конвейерной сборки. В 1931 году на заводе, незадолго до этого получившем имя Сталина (“ЗИС”), был запущен первый сборочный конвейер.

Выпуск автомобилей на московском автозаводе стремительно увеличивался. Если в 1926 году было изготовлено 342 автомобиля, в 1931 году – 6971 автомобиль, то в 1934 году после окончания модернизации завод выпускал уже 100 000 (сто тысяч!) машин в год.

В 1939 году Лихачёв был назначен народным комиссаром среднего машиностроения СССР. Однако уже в октябре следующего года был снят с занимаемой должности и возвращён на завод, где и встретил начало Великой Отечественной войны.

Под руководством Ивана Алексеевича в кратчайшие сроки было развёрнуто четыре завода на Урале и в Поволжье. На протяжении всей войны, он руководил деятельностью завода “ЗИС” в Москве, автомоторного завода в Миассе, кузнечно-прессового завода в Челябинске, автоагрегатного завода в Шадринске и автомобильного завода в Ульяновске. Пять предприятий давали фронту не то только автомобили, но и вооружение и боеприпасы.

После окончания войны Лихачёв продолжал возглавлять “ЗИС”. В 1950 году был назначен директором московского машиностроительного завода, в 1953 году – министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Последним назначением Ивана Алексеевича была должность министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.

Иван Алексеевич Лихачёв – кавалер орденов: Ленина (пятикратно), Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени (дважды) скончался 24 июня 1956 года. Урна с его прахом захоронена в Кремлёвской стене.

26 июня 1956 года, завод, которому Иван Алексеевич посвятил двадцать пять лет своей жизни, был переименован в “ЗИЛ” – Завод имени Лихачёва.

Высотник

Источник: vis0tnik.livejournal.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *