Во всяком случае, методы проведения реформы властью выбраны бандитские. Власть — в лице правительства, внезапно ворвалась в день открытия всемирного футбольного праздника — 14 июня, в каждый российский дом и долбанула каждого россиянина, даже тех, кто ещё не родился, обухом законопроекта пенсионной реформы, единственный смысл которой сводится, по сути, к идее повышения возраста выхода на пенсию по старости.
Системной реформой народ припёрли к стенке и объявили: по новым правилам станете жить уже с нового года. Ключевое слово в этом предложении, как вы понимаете, “системной”. В стране, с топчущейся на месте экономикой собираются молниеносно принять закон, который окажет коренное воздействие на все сферы жизни и все категории населения. Без всякой подготовки, подводки, реального анализа и обсуждения. На это же обратил внимание президент страны Путин в своей “калининградской” речи по пенсионному вопросу:
“Давайте, еще раз говорю, посмотрим, как будет дискуссия разворачиваться, всех послушаем, взвесим все эти позиции, точки зрения”.
По сути, глава государства прямо указал правительству, законодателям в регионах и Госдуме, в спешном порядке кинувшихся продвигать законопроект в жизнь, на то, что пенсионная реформа не терпит суеты, а требует доскональной, тщательной проработки.
В целом же президент в Калининграде и между строк, и явно выразил свою позицию: реформа необходима и от повышения пенсионного возраста мы никуда не уйдём:
“…чтобы, – объяснил он, – обеспечить интересы наших граждан — и сегодня, и на длительную перспективу — так, чтобы у нас была стабильная, надежная ситуация и в экономике, в социалке, в том числе и в пенсионной системе”.
И появилась надежда, что власть, после “калининградского” выступления Путина, от бандитских методов проведения реформы перейдёт к цивилизованным. Ведь любое, даже самое непопулярное решение, можно провести в жизнь так, что никто и не заметит, и никто, соответственно, не пикнет. Так во все времена поступала умная, мудрая власть. Как это делается, легко можно понять на примере обращения с ядами. Определённой дозой яда человека можно убить, а если эту дозу разделить на тысячные или миллионные доли, то человек не умрёт, и даже через какое-то время привыкнет к отраве, а потом вовсе перестанет её замечать.
Речь о том, что пенсионную реформу, в том числе и повышение пенсионного возраста, можно было провести плавно, спокойно, без потрясения общественного сознания. Например, так, как в некоторых странах клятого Запада, к примеру, в Германии. Там в 2007 году парламент принял закон, который предполагал поэтапное увеличение пенсионного возраста с 2012 году для женщин и мужчин с 65 до 67 лет. Процесс повышения пенсионного возраста рассчитан до 2029 году. До 2024 года “шаг” увеличения возраста составит один месяц в год, затем — два месяца в год. Причём с 1 июля 2014 года вступила в силу поправка к пенсионному законодательству, согласно которой граждане, проработавшие 45 лет и больше, смогут выходить на пенсию в 63 года.
По всему выходит, что германское правительство квалифицированнее отслеживает происходящие в стране демографические процессы и адекватно на них реагирует.
Российское же правительство в этом вопросе совершает для себя неприятные “открытия”:
“…демографическая ситуация такова, – заявляет премьер, – что доля работающих людей становится всё меньше, пенсионеров, соответственно, всё больше. С каждым годом этот дисбаланс будет только расти — и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает. Всё это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства”.
Президент выражается ещё более конкретно:
“…можно сказать, что на пять пенсионеров приходится сегодня шесть работающих. И ситуация будет меняться не в пользу работающих: их количество будет сокращаться. Наступит момент, и довольно быстро, когда количество работающих сравняется с количеством неработающих и будет уменьшаться, и тогда либо пенсионная система лопнет, либо лопнут бюджет и резервные фонды, из которых мы сегодня финансируем дефицит пенсионной системы”.
А о чём же до этого думала наша власть со всем своим мощным аналитическим аппаратом, куда смотрела, раз проглядела такие системные проблемы? Они же возникли не сегодня и даже не вчера. Кто тогда управляет государством? Профаны? Которые всё прошляпили и, столкнувшись нос к носу с проблемой, ведут себя как капризные малыши в супермаркете, которые топают ножками и истерично вопят: “Мама, хочу эту машинку! Купи-и-и-и!!!”
Не в такой ли манере правительство предложило пенсионную реформу-2018: пенсионный возраст необходимо повышать здесь и сейчас, и непременно на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин.
Картина выписывается для нас совершенно неприглядная. Получается, германское правительство не только дальновиднее и мудрее, но оно и относится к своему народу добрее и заботливее. А российское правительство наоборот — близорукое, глупое, абсолютно не думающее о людях? Получается — так.
Ведь даже непопулярные законодательные новшества можно провести не по-бандитски, а по-человечески, цивилизовано. Как? Да очень просто. И даже не наступая себе любимым (имеется в виду — власть, правительство) на горло. То есть пенсионный закон, как и предлагалось, принимается в этом году и вступает в силу, как планирует правительство, с 1 января 2019 года. Но в законе очень чётко прописывается несколько этапов ввода его отдельных статей в действие.
Первое, увеличение пенсионного возраста начинается через три года — с 1 января 2022 года. Во-первых, люди психологически свыкнуться с мыслью неизбежности пенсионных изменений. Во-вторых, государству трёх лет вполне хватит не так как сейчас — декларативно, а реально для подготовки законодательной базы по трудовым гарантиям для высоких возрастных категорий работников и по реальному обеспечению достойных рабочих мест для этих же возрастных категорий.
Время и резервы для этого есть, о чём говорят и сами министры, и эксперты, и главный среди них — президент России:
“По большому счёту, – заявил Путин в Калининграде, – можно вообще ничего не делать в течение пяти, шести, семи и даже, может быть, десяти лет. В принципе нам хватит возможностей обеспечивать поддержание пенсионной системы”.
Второе, в 2022 году не трогать тех, у кого выход на пенсию в этом году. В идеале, в покое хорошо бы оставить и тех, у кого в 23 и 24 году.
Третье, пенсионный “шаг” снизить с одного года, как планирует правительство, хотя бы на полгода, а лучше — на три месяца.
Четвёртое, увеличение пенсионного возраста разбить на два этапа. На первом, для женщин на 4 года, для мужчин — на 3 года. По завершению первого этапа — перерыв в три-пять лет, для осмысления ситуации, анализа успехов (или неудач), определения очередных экономических и социальных параметров реформы. И уже исходя из этого, если целесообразность дальнейшего повышения пенсионного возраста сохраняется, приступать ко второму этапу.
Резервы для такого варианта пенсионной реформы у нас есть — см. выше заявление Путина.
И если бы правительство предложило примерно такой вариант реформы, в нашей большей стране, уверяю вас, нашлось бы мало людей, который бы бросили камень в правительство. А сейчас он просто погребено под каменными завалами всенародной критики. И это вполне логичная реакция на пенсионную реформу, которую проводят по-бандюгански.