26-28 июля во многих странах проходят торжества, посвящённые Крестителю Руси.

Сегодня годовщина кончины нашего крёстного, а значит родного всем человека – равноапостольного великого князя Владимира Святославича, Крестителя Руси.

Кому-то кажется, что всё, связанное с той эпохой, было так давно, что «почти неправда»: шутка ли, тысяча лет!.. По крайней мере, «многими» история древней Руси воспринимается как некий «миф или легенда», в которых не отличить правды от сказки. Между тем и нам дано увидеть тысячу лет яко день вчерашний…

О Крещении Руси – фундаментном событии нашей истории – существует огромная литература. Определённое представление о количестве работ, посвященных теме нашего крещения, может дать список литературы, которая используется современными исследователями. Например, в работе «Крещение Руси в трудах отечественных историков VIII – начала ХХ веков» (историк Игорь Минин) список литературы состоит из более чем 230 наименований.

Открытия, толкования, гипотезы, концепции, возвращения к старым гипотезам, влияние на подходы доминирующих и не доминирующих общественно-политических течений – всё это, разумеется, отсветы живой жизни рассматриваемого времени. Но что в сухом остатке, что бесспорно?

Бесспорно: великий князь Киевский Владимир Святославич, приняв святое крещение, внутренне преобразился. Преобразилась и Русь, которую народ вскоре назовёт Святой, определив так её идеал.

О том, что Владимир перед крещением ослеп, есть сведения не только в отечественных, но и в западноевропейских памятниках. Его прозрение в крещенской купели кем-то воспринимается как метафора. Но и это лишь подчёркивает истинность метафизического события. Владимир крестился сам, крестил своих детей, свою дружину, бояр, народ. Фактом является то, что язычник стал христианином, «был зверь, стал человек». Внутреннее преображение выразилась в том, что Владимир после крещения отпустил всех своих жён и многочисленных наложниц, отказавшись от греха блуда. Он стал милостив… Проникшись Евангельской истиной, князь повелел «всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать всё, что надобно, питье и пищу и из казны деньги». Жалея немощных, Владимир распорядился снаряжать телеги «и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной, нищий или кто не может ходить?” И раздавали тем всё необходимое…» И, судя по всему, раздал – как и должно неофиту – дорогую посуду, оставив себе деревянную, это видно из того, что дружина его вдруг возроптала, мол, даёт Владимир им «есть деревянными ложками», князь со смирением принял упрёк и «повелел искать серебряные ложки, объяснив людям поступок так, как им было понятно: “Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото…» Когда говорят, что человек не меняется, приводя в доказательство русское присловье: «Каким в колыбельку, таким и в могилку», – не совсем верно это понимают. Не меняется в человеке то, что «машина», а человек – меняется. Владимир был очень энергичным правителем, он с тем же воодушевлением, с каким совсем недавно занимался установкой языческих капищ в Новгороде и Киеве, велел эти капища разорить, «повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь». Он начал строить храмы. Темперамент остался прежним, но вся духовная его суть переменилась. Как и суть Руси.

Бесспорен вектор культурного развития, заданный при Владимире, принявшем христианство из Византии, а письменность – от болгар. В известной статье «Крещение Руси и государство Русь» Дмитрий Лихачев (1988) писал: «Благодаря болгарской письменности христианство сразу же выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой… Богослужение совершалось именно на этом языке… …прекрасно организованная болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать её и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться».

А вскоре появится «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, в котором прозвучит на весь крещёный мир «похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были».

Отец Владимира – славный полководец, ликвидировавший Хазарию, великий князь Святослав был стойким язычником. Нестор говорит о нём, что «если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. “Ибо для неверующих вера христианская юродство есть”…»

Но каждый человек порой не столько сын своего отца, сколько внук своей бабушки. Суровая княгиня Ольга, бабушка Владимира, приняла крещение от греков ещё в 955 году. Почва была предуготовлена. Весь ход истории вёл Русь к крещению. Мы называем это промыслом Божиим.

Потом была большая история великого народа. Ныне, в последнюю эпоху, происходит попытка «цивилизационного разворота» и превращения и истории, и народ в пыль. Судя по украинским событиям, «попытка» вновь принимает самые острые формы.

27 июля в Киеве на Владимирской горке состоялась Соборная молитва при участии огромного числа верующих, приехавших специально из всех украинских епархий. Митрополит Онуфрий, по завершении молебна, обращаясь к народу, сказал: «Я поздравляю с великим юбилеем тысячелетия со дня блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира. Святой князь Владимир является нашим Крестителем и просветителем. Пусть своими молитвами Владимир благословит нашу Украину и наш боголюбивый народ». А мы слышали: «благословит нашу Русь». Единый русский народ ещё не сказал своего последнего слова…

Затем состоялся крестный ход до стен Успенского собора Киево-Печерской лавры. Официальная оценка в 20 тысяч человек, несомненно, занижена в 2-2.5 раза. Ничего более величественного, духовно мощного, Киев за последние десятилетия не видел. Сравнивать с «брожением биомассы» на Майдане, конечно, не стоит.

В Лавре сразу же началось всенощное бдение. Многократно звучали слова акафиста: «Радуйся, премудрый просветителю народа русскаго… Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю».

Олег Мономах

Источник: stoletie.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *