Москва и Париж завершают переговоры по урегулированию спорных вопросов вокруг несостоявшейся сделки о поставках российскому ВМФ двух вертолетоносцев класса “Мистраль”, заявил помощник президента по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин.

“Практически все вопросы уже урегулированы. В самое ближайшее время будет подписан итоговый документ”, – сказал он.

При этом РИА Новости со ссылкой на анонимного представителя в сфере ВТС передает, что стороны согласовали предварительно сумму, которую Франция перечислит России.

“В течение июня удалось выйти на согласованное предварительно с обеих сторон решение о сумме выплаты Францией компенсации России за непоставку “Мистралей”. Предварительно, потому что решение должно быть одобрено теперь правительствами двух стран”, – цитирует его слова агентство.

Стоимость контракта составляла 1,2 миллиарда евро. Франция ранее получила 840 миллионов.

В России всё чаще звучат разговоры о том, что нужно не закупать корабли такого класса за границей, а строить вместо этого свои.

Правда, экспертное сообщество всё еще не видит большого смысла в таких кораблях.

Свой, только лучше

Последнее заявление подобного рода сделал главком ВМФ адмирал Виктор Чирков на военно-морском салоне, который в настоящее время проходит в Санкт-Петербурге.

“Независимо, кто бы нам что ни построил, мы способны сами построить и знаем, что построим”, – цитирует его слова РИА Новости.

Генеральный директор Объединенной судостроительной компании Алексей Рахманов на том же салоне сообщил “Ленте.ру”, что такой корабль могут строить Северная верфь, Балтийский завод и Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь”.

Высказывания главкома были в сослагательном наклонении, но, во-первых, это все-таки главнокомандующий военно-морским флотом, а во-вторых, он привел некоторые характеристики – способность перевозить 16 вертолетов, 450 военнослужащих, до 80 единиц техники, наличие аппарели для высадки десанта.

Представление о том, что хочет получить ВМФ от судостроителей у главкома, очевидно, есть. По своим возможностям он даже превосходит “Мистрали”, – сказал он.

Зачем?

Необходимость наличия таких кораблей в российском ВМФ у многих вызывает сомнения.

“Может быть в дальней перспективе, когда мы получим где-нибудь там крепких союзников в дальнем зарубежье. Когда потребуется присутствие экспедиционных сил в океанской зоне. На сегодня для российского флота более актуальные есть задачи”, – считает эксперт Виктор Мураховский.

По его словам, ВМФ нуждается скорее в эсминцах для охраны береговой зоны, дизельных подлодках с анаэробными силовыми установками, усилению береговой противокорабельной инфраструктуры.

Возможно также, по словам Мураховского, наладить строительство серии больших десантных кораблей, модернизировав проект 11711, головной корабль которого “Иван Грен” достраивается на судостроительном заводе “Янтарь” в Калининграде.

Эту же мысль ранее высказывал в интервью Би-би-си капитан первого ранга в отставке Константин Сивков. “Российский флот ничего не собирается высаживать никуда в экспедиционных действиях. А для высадки десанта в рамках поддержки приморского фланга армии у нас есть свои десантные корабли, которые могут спокойно на берег выбрасывать десант в зоне действия береговой авиации”, – сказал он.

Вертолетоносец класса “Мистраль” возможности высаживать десант на берег не имеет – он предназначен для “загоризонтного” десантирования на катерах и вертолетах.

Макет перспективного УДК, представленный на выставке в Подмосковье, имел аппарель для высадки десанта, однако полноценным БДК он не является.

Военным так надо

Вместе с тем, как считает военный обозреватель “Ленты.Ру” Константин Богданов, тот факт, что этими кораблями военные заинтересовались настолько, что они хотели бы получить их в любом случае, свидетельствует о том, что в минобороны знают, как и где их применять.

“Если флот видит задачи в дальней морской зоне с таким количеством десанта, то надо порадоваться за флот и подумать, как эти задачи реализовать. Если бы флот не видел этих задач, то наверное и корабля такого не было, хотя флот пытается увидеть эти задачи с 1970-х годов”, – сказал он.

Для охраны и поддержки действий группировки таких УДК будет необходим и соответствующий корабль сопровождения.

Вместе с макетом УДК на стенде ВМФ форума “Армия” был показан и макет эсминца проекта 23560 “Лидер”. О его разработке стало известно лишь несколько лет назад.

Там же был представлен и макет большого атомного авианосца водоизмещением под 100 тысяч тонн.

Хватит ли денег?

Все эти перспективные разработки, как считают эксперты, российская судостроительная промышленность построить в состоянии, однако вопрос о финансировании остается открытым.

Как считает Константин Богданов, “если будет понятно, что на какие-то низовые звенья уже не хватает денег или они впритык, то отказываться будут от самого тяжелого и амбициозного из того что есть”.

Тем не менее, он считает, что у эсминцев самые лучшие шансы – “Лидеры” появятся вне зависимости от того, будут во флоте авианосцы или нет”.

Как сказал Виктор Мураховский, хотя УДК и авианосец и включены в программу кораблестроения, но нельзя забывать, что она рассматривает период до 2050 года.

“Всерьез об этом говорить еще очень рано”, – сказал он.

Правда, директор департамента Гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов сказал в интервью РИА Новости, что предварительные работы по проекту авианосца идут, но по крайней мере в ближайшие годы его проектирование не начнется.

“Разработку авианосца с 2007 года по заказу минобороны РФ ведет Невское ПКБ. Он будет атомным, уже определены предприятия кооперации, стоимость и сроки постройки. В настоящее время в заданиях государственного оборонного заказа на 2015-2017 годы создание морского авианесущего комплекса не предусмотрено”, – сказал Шлемов.

Источник: bbc.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *