Реалити-шоу о нацистской оккупации Чехии

«Каникулы в протекторате». В новом чешском реалити-шоу, которое вышло в эфир в конце мая, показана жизнь отдельно взятой семьи при немецкой оккупации. Участников отправили на изолированную от окружающего мира ферму в Моравии, где им приходилось работать в поле под постоянным давлением офицеров Гестапо, которых играли профессиональные актеры. Организаторы пытались воссоздать обстановку после формирования протектората в Богемии и Моравии 15 марта 1939 года: так выглядела созданная Гитлером территориальная система управления после раздела Чехословакии по Мюнхенскому соглашению и немецкого вторжения. За ним последовали жесткие репрессии и расовые гонения (в первую очередь против евреев и цыган): число евреев в Чехии сократилось со 118 000 в довоенное время до 10 000 после войны. 

Стартовавшая две недели назад восьмисерийная передача подняла на уши все СМИ, которые осудили аморальность смешения нацисткой оккупации с реалити-шоу. Споры бушуют до сих пор и перекинулись на ученые круги. Постепенно сформировалось целое движение противников вульгаризации истории. Как считает историк и эксперт по протекторату в Богемии и Моравии Сталисталв Кокошка (Stanislav Kokoška), продюсерам следовало выбрать другой исторический отрезок: «Проблема в том, что они выбрали период с очень сильным посылом. Память о погибших тогда людях считается священной». А стремление показать, как современные люди отреагировали бы на такую ситуацию, выглядит просто абсурдно: «Они знают, как закончилась война. Они знают, что их не убьют. Поэтому они могут играть роль и ощутить себя героями приключения».

Недовольны противники программы и ее названием: годы диктатуры были наполнены бесчеловечной жестокостью и точно не могут быть «каникулами». Один израильский журналист отметил, что к «семьям относятся не так, как обращались с 82 309 жившими в протекторате евреями». У передачи «нет ничего общего с исторической действительностью», делают вывод историки. 

Аудиторию такая концепция тоже не особо вдохновляет. Хотя на кастинг (продюсеры изначально не разглашали тему) пришли более 600 семей, такого же успеха у зрителей программа не снискала. Первую серию посмотрели 500 000 человек, что относительно мало для реалити-шоу в стране. 

Как бы то ни было, авторы защищают свое творение, говоря о его образовательной и исторической ценности. Гендиректор Петр Дворжак (Petr Dvořák) утверждает, что так «можно по-новому взглянуть на столь серьезный вопрос. Мы можем иначе просветить людей с помощью привлекательной и не похожей на другие программы». По его словам, цель передачи — показать не только выживание в тяжелейших условиях того времени, но и нравственные и физические опасности жизни при нацистском режиме. «Нам хочется, чтобы зрители задумались, как бы они сами поступили в такой ситуации», — уверяет режиссер Зоя Сежнкова (Zora Cejnková), которая задумала программу как дань памяти жившей при нацистской оккупации бабушки. 

Игравший офицера Гестапо актер Петр Климеш (Petr Klimeš) в свою очередь с радостью поделился впечатлениями о реалити-шоу: «Я думал, что это хорошая программа, иначе я бы просто не согласился в ней участвовать. И, судя по реакции моих собственных детей, должен сказать, что она и правда может чему-то научить». Как бы то ни было, одно воспоминание крепко врезалось в его память: «Мы вошли в дом и приказали всем выйти. 12-летний мальчик, ровесник моего сына, ничего не понимал и не знал, как себя вести. В конце съемок была вечеринка. Сначала я не хотел туда идти, но потом все же пошел, чтобы показать парнишке, кто я на самом деле такой». То есть, не всем было там так уж весело… 

Реалити-шоу о нацистской оккупации взбудоражило Чехию

В вызвавшей полемику программе представлено крестьянское семейство в 1939 году, в период нацистского протектората в Богемии и Моравии. Одни говорят о неуместности и нелепости передачи, тогда как другие полагают, что она может послужить для образовательных целей. 

«Каникулы в протекторате». В новом чешском реалити-шоу, которое вышло в эфир в конце мая, показана жизнь отдельно взятой семьи при немецкой оккупации. Участников отправили на изолированную от окружающего мира ферму в Моравии, где им приходилось работать в поле под постоянным давлением офицеров Гестапо, которых играли профессиональные актеры. Организаторы пытались воссоздать обстановку после формирования протектората в Богемии и Моравии 15 марта 1939 года: так выглядела созданная Гитлером территориальная система управления после раздела Чехословакии по Мюнхенскому соглашению и немецкого вторжения. За ним последовали жесткие репрессии и расовые гонения (в первую очередь против евреев и цыган): число евреев в Чехии сократилось со 118 000 в довоенное время до 10 000 после войны. 

Стартовавшая две недели назад восьмисерийная передача подняла на уши все СМИ, которые осудили аморальность смешения нацисткой оккупации с реалити-шоу. Споры бушуют до сих пор и перекинулись на ученые круги. Постепенно сформировалось целое движение противников вульгаризации истории. Как считает историк и эксперт по протекторату в Богемии и Моравии Сталисталв Кокошка (Stanislav Kokoška), продюсерам следовало выбрать другой исторический отрезок: «Проблема в том, что они выбрали период с очень сильным посылом. Память о погибших тогда людях считается священной». А стремление показать, как современные люди отреагировали бы на такую ситуацию, выглядит просто абсурдно: «Они знают, как закончилась война. Они знают, что их не убьют. Поэтому они могут играть роль и ощутить себя героями приключения». 

Недовольны противники программы и ее названием: годы диктатуры были наполнены бесчеловечной жестокостью и точно не могут быть «каникулами». Один израильский журналист отметил, что к «семьям относятся не так, как обращались с 82 309 жившими в протекторате евреями». У передачи «нет ничего общего с исторической действительностью», делают вывод историки. 

Аудиторию такая концепция тоже не особо вдохновляет. Хотя на кастинг (продюсеры изначально не разглашали тему) пришли более 600 семей, такого же успеха у зрителей программа не снискала. Первую серию посмотрели 500 000 человек, что относительно мало для реалити-шоу в стране.

Как бы то ни было, авторы защищают свое творение, говоря о его образовательной и исторической ценности. Гендиректор Петр Дворжак (Petr Dvořák) утверждает, что так «можно по-новому взглянуть на столь серьезный вопрос. Мы можем иначе просветить людей с помощью привлекательной и не похожей на другие программы». По его словам, цель передачи — показать не только выживание в тяжелейших условиях того времени, но и нравственные и физические опасности жизни при нацистском режиме. «Нам хочется, чтобы зрители задумались, как бы они сами поступили в такой ситуации», — уверяет режиссер Зоя Сежнкова (Zora Cejnková), которая задумала программу как дань памяти жившей при нацистской оккупации бабушки. 

Игравший офицера Гестапо актер Петр Климеш (Petr Klimeš) в свою очередь с радостью поделился впечатлениями о реалити-шоу: «Я думал, что это хорошая программа, иначе я бы просто не согласился в ней участвовать. И, судя по реакции моих собственных детей, должен сказать, что она и правда может чему-то научить». Как бы то ни было, одно воспоминание крепко врезалось в его память: «Мы вошли в дом и приказали всем выйти. 12-летний мальчик, ровесник моего сына, ничего не понимал и не знал, как себя вести. В конце съемок была вечеринка. Сначала я не хотел туда идти, но потом все же пошел, чтобы показать парнишке, кто я на самом деле такой». То есть, не всем было там так уж весело…

Батист Эрондель

Источник: inosmi.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *