Ещё в сравнительно благополучных 2011-12 годах Россия в большинстве международных рейтингов демонстрировала очень плохие показатели. По качеству госуправления, миролюбия, жизни населения, довольства жизнью, политической стабильности Россия в основном находилась в группе отсталых стран Африки.
Мы специально для демонстрации этих показателей взяли 2011-2012 годы – это и годы наивысших экономических показателей России (ВВП государства и подушевой ВВП), и двадцатилетие независимой России, которое является показательной вехой для определения правильности выбранного курса развития страны.
В 2014-15 годах почти все эти показатели после войны на Украине, самоизоляции России и её конфронтации со всем миром, вступления в затяжной кризис – ещё ухудшились.
Исследования качества жизни в различных государствах были начаты в 2009 году издательской группой International Living на основании показателей государства в девяти категориях: стоимость жизни, культура и досуг, экономика, окружающая среда, свобода, здоровье, инфраструктура, безопасность и риск, климат. В опубликованном в 2011 году отчёте приведены данные по этому индексу для 192 государств и территорий. Для России индекс качества жизни составил 54, и она заняла 115 место из 192 в одном ряду с Гайаной, Замбией, Киргизией, Перу и Филиппинами. Для сравнения: первое место по качеству жизни (86) заняли США, а последнее (28) – Сомали.
В качестве косвенной оценки качества жизни может рассматриваться определяемый с 2009 года исследовательским институтом международной инвестиционной группы Legatum (The Legatum Institute) индекс благосостояния или процветания (Legatum Prosperity Index, LPI). Индекс благосостояния определяется по 89 показателям и включает 8 индикаторов: экономика, предпринимательство, государственное управление, образование, здоровье, безопасность, личная свобода и социальный капитал. Для России индекс благосостояния составил 63,875, и она заняла 59 место из 110 между Румынией и Монголией в группе государств со средним уровнем благосостояния. Для сравнения: первое место по благосостоянию с Норвегия, а последнее – Центральноафриканская Республика. При этом результаты постсоветской России хуже среднего значения 55 по четырем индикаторам: государственное управление (96), личная свобода (87), безопасность (82) и экономика (72).
Для того чтобы оценить, в какой мере государства мира обеспечивают своим гражданам в настоящем и будущем долгую и счастливую жизнь, частный британский Фонд новой экономики (New Economics Foundation) c 2006 года проводит исследования по определению всемирного индекса счастья (Happy Planet Index). В августе 2012 года были опубликованы данные по индексу для 151 государства. Для России всемирный индекс счастья составил 34,518 и она заняла 122 место из 151 между Демократической республикой Конго и Болгарией. Для сравнения: первое место по обеспечению счастья своих граждан заняла Коста-Рика с 64,036, а последнее с 22,591 – Ботсвана.
В 2011 году Россия и Бразилия были включены в ежегодно проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) исследование по определению индекса лучшей жизни (Better Life Index, BLI) для 34 государств – участников этой организации [OECD Better Life Index]. Усредненный индекс лучшей жизни определялся как среднеарифметическое значение 11 изменяющихся от 0 (наихудшее состояние) до 10 (наилучшее состояние) индикаторов: жильё, доходы, работа, местное сообщество, образование, окружающая среда, гражданские обязанности (участие в управлении государством), здоровье, удовлетворенность жизнью, безопасность, баланс работы и личной жизни. Россия с индексом лучшей жизни 4,48 заняла 32 место из 36 и попала в группу государств, “живущих так себе” вместе с Бразилией (4,46), Чили (4,41), Мексикой (3,57) и Турцией (2,86). Первое место по условиям жизни среди входящих в ОЭСР государств заняла Австралия (7,95).
При определении ОЭСР индекса лучшей жизни используется такой индикатор, как удовлетворенность жизнью (Life Satisfaction), “измеряющий обобщённое суждение людей об их жизни, а не сиюминутные чувства, отражающий оценку обстоятельств и условий жизни, важных для субъективного ощущения благополучного существования”. Уровень удовлетворённости жизнью в России оценивается в 5,3 балла при среднем для государств ОСЭР 6,7 балла, и она занимает 34 место из 36, опередив по этому показателю только Венгрию (5,2) и Турцию (4,9). Первое место по удовлетворенности жизнью её гражданами заняла Дания (7,8).
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на качество жизни людей, является качество управления государством. Наиболее представительные и авторитетные исследования качества государственного управления (Governance Matters) для различных государств и территорий с 1996 года проводит Всемирный банк. По результатам этих исслед ваний определяются шесть агрегированных индексов (Worldwide Governance Indicators, WGI), которые отражают различные параметры государственного управления.
По этим данным, для России значения индексов и соответствующие им места в рейтинге составили:
– индекс учёта мнения населения и подотчётности правительства (-0,9446) – 168 место из 212 между Габоном и Киргизией;
– индекс политической стабильности и отсутствия насилия (-0,887) – 174 место из 213 между Индонезией и Египтом;
– индекс эффективности государственного управления (-0,394) – 123 место из 210 между Лесото и Малави;
– индекс качества законодательства (-0,3948) – 130 место из 210 между Гамбией и Мальдивскими островами;
– индекс верховенства закона (-0,7837) – 157 место из 212 между Бангладеш и Пакистаном;
– индекс контроля коррупции (-1,074) – 183 место из 210 между Киргизией и Бурунди.
Оценочной характеристикой состояния экономической свободы в государстве и порождаемой ею конкуренции может служить индекс экономич ской свободы (Index of Economic Freedom). Такой индекс определяют независимо друг от друга американский неправительственный исследовательский фонд “Наследие” (The Heritage Foundation) совместно с газетой The Wall Street Journal и совместно две неправительственные исследовательские организации – канадский Институт Фрейзера (The Fraser Institute) и американский Институт Катона (The Cato Institute).
Для России индекс экономический свободы фонда “Наследие” составил 50,5, и она заняла 144 место из 179 между Микронезией и Центральноафриканской Республикой в группе в основном несвободных государств. Для сравнения: первое место по состоянию экономической свободы (89,9) занял Гонконг, а последнее (1) – КНДР.
Индекс экономической свободы институтов Фрейзера и Катона определяется как совокупность показателей в пяти категориях: доля государства в экономике; законодательная база и защита прав собственности; доступ к “надёжным” деньгам; свобода внешней торговли; регулирование кредита, трудовых отношений и деятельности предприятий. В опубликованном в 2011 году отчёте приведены данные для 141 государства и территорий. Для России индекс экономической свободы институтов Фрейзера и Катона составил 6,55, и она заняла 84 место из 141 вмести с Грецией. Для сравнения: первое место по состоянию экономической конкуренции (9,01) занял Гонконг, а последнее (4,08) – Зимбабве.
Для косвенной оценки экономической свободы и конкуренции в государстве могут служить результаты проводимых с 2003 году Всемирным банком исследований “Условия для бизнеса” (Doing Business). По результатам этого исследования государства ранжируются в зависимости от того, насколько существующие в них условия благоприятствуют бизнесу. В 2011 году были ранжированы 183 государства и территории. Россия в рейтинге по благоприятным условиям для бизнеса заняла 124 место из 183 между Кабо-Верде и Коста-Рикой. В этом рейтинге первое место занял Сингапур, а последнее – Чад.
В качестве оценочной характеристики состояния политической и гражданской свободы и порождаемой ими конкуренции могут служить индексы политических прав (Political Rights, PR) и гражданских свобод (Civil Liberties, CL), определяемые c 1972 года американской организацией Freedom House. По результатам 2011 года, для России индекс политических прав составил 6, а гражданских свобод – 5, и она вошла в группу 47 несвободных государств. Точно такие же значения индексов политических прав и гражданских свобод были у Советского Союза с ноября 1987-го по декабрь 1989 года.
Для оценки состояния свободы и порождаемой ею конкуренции в информационной сфере может служить индекс свободы прессы, который независимо друг от друга определяют Freedom House и международная неправительственная организация “Репортёры без границ”. По результатам исследований, проводившихся с 1 января до 31 декабря 2011 года, этот индекс был определён для 197 государств и территорий. Для России индекс свободы прессы Freedom House составил 80, и она заняла 172 место из 197 в одном ряду с Азербайджаном и Зимбабве и вошла в группу из 59 несвободных. Для сравнения: первое место по свободе прессы (10) заняли Норвегия, Финляндия и Швеция, а последнее (97) – КНДР.
Индекс свободы прессы, определяемый организацией “Репортёры без границ”, составляется на основе ответов экспертов на 44 вопроса. По результатам исследований, проводившихся с 1 декабря 2010-го по 30 ноября 2011 года, этот индекс был определён для 179 государств и территорий. Рейтинг России составил 66, и она заняла 142 место из 179 между Гамбией и Колумбией. Для сравнения: первое место по свободе прессы (10) заняли Норвегия и Финляндия, а последнее (142) – Эритрея.
В рамках реализуемого с 2007 года проекта “Перспективы человечества” (Vision of Humanity), целью которого является выявление взаимосвязи мира и устойчивого развития на планете, австралийский Институт экономики и мира Сиднейского университета совместно с аналитическим подразделением британского журнала Economist – The Economist Intelligence Unit определяет глобальный индекс миролюбия (Global Peace Index, GPI). Он определяется агрегированием 23 показателей, объединённых в три основные группы: наличие и масштабы внутренних и международных конфликтов, в которых участвует государство; уровень стабильности и безопасности внутри государства; уровень милитаризации государства. В июне 2012 года были опубликованы результаты определения этого индекса для 158 государств. Для России индекс миролюбия составил 2,938, и она заняла 153 место из 158 между КНДР и Демократической Республикой Конго. Для сравнения: первое место по миролюбию (1,113) заняла Исландия, а последнее (3,392) – Сомали.
С 2005 года американская неправительственная организация “Фонд Мира” (The Fund for Peace) и американский журнал Foreign Policy ежегодно проводят исследования по определению индекса недееспособности государств (Failed States Index, FSI), который характеризует степень способности власти контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в государстве. В июне 2012 г. были опубликованы результаты определения этого индекса для 177 государств и территорий. Для России индекс недееспособности государств составил 77,1, она заняла 83 место из 177 между Венесуэлой и Таиландом и вошла в группу из 92 государств с уровнем стабильности ниже среднего. Для сравнения: первое место по недееспособности (114,9) заняло Сомали, а последнее (20) – Финляндия.
С 1995 года американская неправительственная организация “Центр системного мира” (Center for Systemic Peace) проводит исследования по определению индекса и матрицы хрупкости государства (State Fragility Index and Matrix). Он определяется агрегированием 8 показателей, отражающих эффективность и законность в четырёх измерениях: безопасность, политика, экономика, социальная сфера. В декабре 2011 года были опубликованы результаты исследований по определению этого индекса для 164 государств и территорий. Для России индекс хрупкости государства составил 7, и она заняла 90 место из 164 в одном ряду с Кубой, Фиджи, Косово, Ливией, Перу и Таиландом. Для сравнения: первое место по хрупкости государства (25) заняло Сомали, а последнее (0) сразу 21 государство, среди которых 15 европейских государств, а также Канада, Коста-Рика, Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея и Япония.
Представленные оценки различных характеристик и параметров состояния посткоммунистической России показывают, что сформировавшийся за двадцать лет правящий авторитарно-клептократический режим корпоративного типа не обеспечивает достойную жизнь российским гражданам и достойное место России среди ведущих государств мирового сообщества.
Источник: rosbalt.ru