В министерстве образования и науки скорректировали Стратегию развития воспитания на ближайшие 10 лет. Из документа исчезла цитата Путина, некий «национальный воспитательный идеал», «усиление единения российского общества» и другие «скрепы». Человеколюбие поставлено на первое место, а Отечество — на последнее. Тем не менее, одни специалисты уверены, что государство в вопросе воспитания берет все еще на себя слишком большую роль, другие указывают на бесполезность документа.
Правительство РФ анонсирует на ближайшие полгода начало разработки конкретных мер по реализации национальной Стратегии развития воспитания до 2025 года. Документ подписан на днях премьер-министром Дмитрием Медведевым, а разработан был еще в декабре 2014 года. «Мы должны объяснить детям, что, когда Родине грозит опасность, всем необходимо стать единым целым», – говорил о главной идее Стратегии «Ленте.ру» руководитель рабочей группы, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов, упоминая Крым, Олимпиаду и Украину.
В начале 2015 года, прочитав декларацию, одни возмущались ее духом и настроем разработчиков, другие – размытыми понятиями, например, «национального воспитательного идеала». Отметим, что изначальный вариант документа предваряла цитата Владимира Путина, обозначавшего ориентиры воспитания, как «любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». А в предисловии говорилось о цивилизационных вызовах и усилении единения российского общества.
В подписанной Медведевым Стратегии нет Путина и даже внешних угроз. В числе духовных ценностей перечислены человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством. Личность молодого россиянина предлагается ориентировать на труд, занятие спортом, уважение к русскому языку и традициям. Государству ставят в задачи формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности. Юный житель нашей страны должен обладать по Стратегии гражданской позицией. Педагогическому же сообществу поручено развивать правовую и политическую культуру детей, а также чувство ответственности и принципы коллективизма и социальной солидарности.
«Стало намного мягче. Видимо, писали этот документ грубые и прямолинейные люди, а правили образованные, которые понимают, какой скандал бы из этого вышел», – отмечает доктор педагогических наук Дима Зицер. Несмотря на то, что многое в Стратегии было исправлено, он отмечает ее недоработки. «Педагогика — практическая профессия. Что у нас с реализацией, мы себе представляем. Боюсь, что общие определения и культурных ценностей, и патриотического воспитания могут спровоцировать не самые глубокие позывы и активизировать те группы, которые не будут рефлексировать, а самостоятельно пропишут, что это такое со своей точки зрения».
При этом Зицер добавляет, что есть в Стратегии и пробелы: «Нужно было обозначить то, что ребенок не должен быть объектом приложения теорий и практик, а уж тем более, любого насилия. У нас ведь нигде не прописано, что ребенка нельзя бить даже по попе… А сейчас над детьми давлеет общество, и это почему-то называется дисциплиной». Даже после корректировки в документе осталась часть о том, что детей необходимо защищать от экстремистской и вредной информации из Интернета. «Я боюсь таких формулировок. Ребенок лет семи не сидит на порно сайтах. Он туда попасть не может, потому что не знает о них. Если это запрещать, то получится скорее обратный эффект», – уверен эксперт. Зицер напоминает историю о девушке из МГУ, которая сбежала в ИГИЛ: «Это трагедия. Ведь никто не обсуждал это ни с ней, ни с другими. Не смогла она даже поделиться этими соображениями с близкими». Советская система воспитания именно этим и была особенна, говорит Зицер: «Единой модели система образования 20-го века не имела».
Другого мнения придерживается академик Российской академии образования доктор философских наук Александр Корольков. Он подчеркивает, что в СССР воспитание строилось вокруг коммунистической идеи, а сейчас приоритеты оказались размыты и не определены. «Воспитание — это формирование духовного развития, и оно должно быть основано на традициях. А у нас отказались от коммунистической системы и все связанное с традиционной религией отметают, говорят, что школа должна быть светской», – рассуждает он. По словам Королькова, школа не должна быть воцерковленной, но должна духовно просвещать. Кроме этого, академик уверен, что в документе следовало бы прописать разные возрастные группы: все-таки воспитывать 3-летнего ребенка и 16-летнего выпускника школы — не одно и тоже.
В Петербурге задачу и необходимость духовного просвещения видят по-своему. «Мне не хватает раскрытой формулировки этого понятия. В середине июня я инициировал общественные слушания, чтобы прописать определение. Я понимаю духовно-нравственное воспитание как воспитание поведения в соответствии с совестью и нормой, закрепленной духовной культурой народа», – говорит депутат городского парламента Андрей Анохин. Его коллега из комиссии по образованию Максим Резник уверен, что подобные дискуссии – лишь пустое сотрясание воздуха: «А до этого мы в безнравственности что ли детей воспитывали? Мне кажется, эта Стратегия – просто очередной распил денег».
В свою очередь директор лицея №369 Константин Тхостов уверен, что для города прописанная концепция воспитания просто не так важна, как для регионов: «У нас своя школа воспитания на высоте, кроме того, у нас есть и театры, и музеи. А для других городов и сел принципы вполне актуальны».
Стоит добавить, что в ближайшие месяцы министерство образования и науки расставит в этих спорах точки: на основе задекларированной Стратегии чиновники разработают новые федеральные образовательные стандарты, в которых будет уже конкретность и культурности, и духовности, и патриотизма.
Ксения Клочкова
Источник: fontanka.ru