Российский сегмент интернета готовятся окончательно «отрезать» от глобальной паутины, несмотря на тихие протесты Счетной палаты и даже самого Минкомсвязи. Происходит это на фоне колоссального роста интернет-цензуры. Правда, даже у самых одиозных цензурных инициатив есть не только политическая… но и сугубо коррупционная первопричина.
«ВКонтакте»: служит или прислуживает?!
Правозащитная ассоциация «Агора» пятый год подряд ведет мониторинг интернет-цензуры в России. По итогам 2018 года число подобных фактов, по подсчетам экспертов, выросло в разы — со 116 до 663 тысяч! Абсолютное большинство таких случаев связаны с ограничением доступа к интернет-сайтам и сервисам, а также запретом на распространение информации (по самым различным основаниям).
Причем все чаще власти используют практику «тройного давления». К примеру, пользователь может быть привлечен к уголовной ответственности за публикацию в блоге, опубликованный им текст — признан запрещенным к распространению, а сам сайт — включен в «черный список» Роскомнадзора.
За прошлый год, подсчитали в «Агоре», в России были вынесены 45 приговоров по фактам распространения информации в Интернете (годом ранее — 48). Самый массовый инструмент уголовно-правового давления — это, конечно, обвинения в экстремизме. Но помимо этого еще 28 человек осуждены за клевету.
Одно из самых известных — дело в отношении 25-летней жительницы Барнаула Марии Мотузной, которая несколько лет назад сохранила в альбом на своей страничке «ВКонтакте» картинки, позднее признанные оскорбляющими чувства верующих.
Кстати, свою страничку Мотузная удалила еще два года назад, но администрация «ВКонтакте» услужливо предоставила данные кэша правоохранителям. В отношении Мотузной возбудили уголовное дело по ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти или вражды»), а сама она эмигрировала сначала на Украину, а затем в Литву.
Настя Рыбка как «лицо» цензуры
Дело Марии Мотузной прогремело на всю страну. Выяснилось, что сотрудники ФСБ и Центров по противодействию экстремизму (ЦПЭ) по всей стране пачками «штампуют» подобные уголовные дела. В итоге даже сам президент Владимир Путин во время «Прямой линии» заявил: борясь с экстремизмом, «не нужно доводить всё до маразма и до абсурда».
После этого пресловутая 282-я статья Уголовного кодекса (благодаря наличию которой и возбуждались уголовные «дела за лайки и репосты») была декриминализирована. Впрочем, это стало единственным административным послаблением — на фоне непрекращающегося наступления на свободу слова в интернете.
«Агора» в своем докладе отмечает, что на фоне отмены 282-й статьи Уголовного кодекса резко выросло число дел по «смежным» ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности») и ст. 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»).
Расширяется практика блокировки сайтов, где размещена «неудобная» информация. Примеры — блокировка расследования Алексея Навального (а также написанных на его основе журналистских статей) о времяпровождении олигарха Олега Дерипаски и вице-премьера Сергея Приходько на яхте в присутствии белорусской дамочки сомнительных занятий Насти Рыбки.
Также по требованию банка ВБТ были заблокированы материалы, в которых в негативном свете фигурировал председатель правления Андрей Костин.
Но это все «цветочки» на фоне новых инициатив законодателей. Сенатор-единоросс Андрей Клишас в конце 2018 года разродился целой серией подобных законопроектов — о наказании за распространение fake news и оскорбление органов власти.
Ну и, безусловно, самый скандальный — о тотальном отключении рунета от глобальной паутины. Он предусматривает введение жесткого централизованного контроля надо всем трафиком, который будет осуществлять всесильный Роскомнадзор.
Коррупциогенная подоплека
«СП» обсудила драконовские законодательные инициативы российских депутатов с ведущим юристом общественного проекта «Роскомсвобода», руководителем Центра цифровых прав Саркисом Дарбиняном.
«СП»: — Саркис Симонович, на днях автор законопроекта о создании «суверенного Интернета» Андрей Клишас заявил, что на его реализацию выделяю 20 миллиардов рублей. Откуда такие суммы?! Да и вообще, неужто больше не на что бюджетные средства потратить?!
— В финансово-экономическом обосновании к законопроекту авторы забыли определить источники и порядок исполнения нового вида расходных обязательств. Сами авторы позже обозначили цифру в 20 млрд. рублей, но эксперты в один голос твердят, что стоимость его реализации обойдется на самом деле в сотни миллиардов рублей!
Это, очевидно, скажется на удорожании услуг связи и конечно никого ни от чего не защитит, потому что предлагаемые в проекте технические средства противодействия угрозам абсолютно не предназначены «для обеспечения устойчивости и безопасности интернета».
Стоит также отметить высокую коррупциогенность законопроекта! Уже называют некоторых бенефициаров, которые могут существенно заработать на нем. И это будет покруче СОРМов и «пакета Яровой», которое уже обязывает операторов за собственный счет покупать дорогостоящие программно-аппаратные комплексы, сертифицированные ФСБ и российскими властями.
«СП»: — А на что конкретно должны пойти деньги?
— Авторы законопроекта предполагают проведение целого ряда мероприятий — надо сказать, мало обоснованных. Во-первых, это контроль над трансграничными точками обмена Интернет-трафиком, обязательное оснащение операторов связи дорогостоящей технологией Deep packet inspection (DPI) для более «внимательного» определения вида трафика, создание альтернативных корневых DNS-серверов.
Во-вторых, это плановые учения органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети Интернет.
Ну и, наконец, существенное расширение полномочий Роскомнадзора.
«СП»: — Клишас с соавторами уверен, что таким образом удастся «обезопасить» Россию от внешних кибернетических угроз, в первую очередь, американских и европейских хакерских атак.
— В логике проекта перевернуто все с ног на голову. И хоть в пояснительной записке говорится, что необходимость его принятия продиктована возможностью отключения России от интернета в условиях изоляции, сами механизмы, заложенные в документ все же говорят немного о другом -о том, как изолировать Рунет от внешней Сети изнутри, якобы в целях госбезопасности.
Отрицая всю логику и факты того, что в мировой практике не известно случаев отключения кого-либо от глобального интернета и корневых серверов, кабинет министров в целом одобрил предлагаемую концепцию.
«СП»: — Насколько, на ваш взгляд, велика вероятность принятия закона, учитывая, что против него выступили даже Минкосвязи и Счетная палата?
— Вероятность достаточно велика. В таком случае, блокировки веб-сайтов и сервисов вроде Telegram в России станут чуть более эффективной, а сам отцензурированный и «поломанный «российскими властями интернет — сильно дороже.
Пока еще есть немного времени, что отбить очередную сомнительную инициативу, которая способна существенно ограничить цифровые права российских пользователей интернета и задушить телекоммуникационные компании. Они и без того уже работают не в самых простых условиях, но все еще стараются развивать свои сервисы в нашей стране.