Историк и писатель Н. И. Костомаров в «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» писал о том, что «после обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освященный народным уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, спали бояре, спали купцы, затворив свои лавки; уличная чернь отдыхала на улицах; ‹…› Не спать или по крайней мере не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от предковских обычаев. Известно, что в числе подозрений, обличавших в Самозванце нецарское происхождение и уклонение к латинской вере, было и то, что он не спал после обеда. Этот отдых был тем необходимее, что обыкновенно русские любили очень плотно покушать, имея возможность и достаток. Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия…».
С некоторых пор, особенно после того, как чай в России стал общеупотребительным напитком, исконная русская привычка к послеобеденному сну самым причудливым образом соединилась с явно пришедшей из Англии традицией пить чай в пять часов.
Five-o’clock tea – пятичасовой чай, появился в Великобритании примерно в 1840 году, стараниями Анны, седьмой герцогини Бедфордской. Рассказывают, что в длительном промежутке времени между полуденным ланчем и довольно поздним и обильным обедом, который подавался в ее доме в восемь часов, герцогиня к пяти часам начинала испытывать «небольшой голод». Чтобы избавиться от досаждавшего ей неприятного ощущения, не испортив при этом фигуру, она завела обычай пить в своем будуаре чай с легкими закусками, среди которых главенствовал сандвич, то есть изобретенный Джоном Монтэгю, четвертым графом Сандвичем бутерброд, состоявший первоначально из двух тонких кусочков хлеба с положенным между ними сливочным маслом. А поскольку одной это было делать скучно, графиня стала приглашать присоединиться к чаепитию своих великосветских подруг. Те, посчитав такое занятие восхитительным, быстро ввели пятичасовой чай в моду, которая постепенно в том или ином виде проникла во все слои английского общества и превратилась в настоящую традицию.
Пятичасовой чай стал благим поводом для неофициальных посещений родственников, друзей и знакомых, чем в первую очередь воспользовались дамы высшего общества, для того чтобы иметь возможность всласть наговориться, перемыть все косточки ближним и продемонстрировать платья, перчатки и шляпки, заказанные специально для этих встреч за чашкой чая.
Родоначальник психологической прозы в литературе США Генри Джеймс (1843-1916), американец по происхождению, всю сознательную жизнь, проживший в Англии, впитавший все ее обычаи и традиции, в одном из лучших своих романов «Женский портрет», писал: «Немного есть моментов в жизни более приятных, чем те часы, которые посвящены церемонии послеобеденного чая».
Закуски, подававшиеся к чаю в небольшом количестве, постепенно стали разнообразить и кроме скудных сандвичей с маслом, их стали делать с ветчиной и свежими огурцами, и другими вкусными вещами. Очень скоро стали подавать специальные, свежеиспечённые булочки к чаю, которые называются сконы (scones), сладкое и несладкое печенье, кексы, пироги, топленые сливки и джем.
Фарфоровые или серебряные чайные приборы для пятичасового чая состояли из заварочного чайника, чашек с блюдцами, молочника и сахарницы, помещавшихся на подносе.
Надо сказать, что русские люди не ограничивали себя количеством времени, отведенным на сон, и порой позволяли себе продлить его, сколько душе было угодно. Это, правда, не всегда шло на пользу, как это произошло с судебным следователем в драме А. П. Чехова «На охоте»: «Не укрепляющим, а расслабляющим образом действует послеобеденный сон в душной, сушащей атмосфере, под жужжанье мух и комаров. Разбитый и облитый потом, я поднялся и пошел к окну. Был шестой час вечера». Но сколько ни длился сон и приносил он облегчение или нет, в любом случае за ним следовало чаепитие, как это происходило в доме, принадлежавшем купцу Толстогораздову, персонажу очерка А.Н. Островского «Не сошлись характерами»: «Хозяева только что встали от послеобеденного сна и занимались каждый своим делом… Красивая, черноглазая девка Матрена, дальняя родственница Толстогораздовых, в ситцевой шубке, с распущенной косой, босиком, раздувала на той же галерее толстый самовар, который уж начинал закипать».
Сам писатель, находясь в любимом им Щелыкове, неизменно следовал этому московскому обычаю, и распорядок дня в имении обычно был таков: в восемь-девять часов – утренний чай; в час-половина второго – обед, после которого следовал сон; в четыре с половиной-пять – дневной чай; в восемь часов – ужин. Ложились рано – не позже десяти часов.
На картине Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем» (1918) красивая молодая женщина, с розовым от послеобеденного сна лицом, сидит на балконе дома за чайным столом, на котором, конечно же, стоит красивый самовар, столь излюбленной в купеческой среде формы «ваза». Заварочный чайник, сахарница, молочник и чашка с блюдцем хоть и не из одного сервиза, но все хорошей русской работы, вносят приятное для глаз разнообразие, столь ценимое русскими людьми. Вазочка с вареньем, плетеная корзинка с кренделями, булочками, печеньем, кексом с изюмом, разнообразные фрукты, включая арбуз, располагают к обстоятельному наслаждению чаем. На заднем плане, на балконе соседнего дома встав от послеобеденного сна, сидят за самоваром и неспешно пьют чай провинциальный житель и его жена, точно так же, как это делают другие супруги на картине «Голубой домик».
Для сравнения, на картине «Пятичасовой чай» (1880) американской художницы Мэри Кассет, прожившей всю свою сознательную жизнь во Франции в окружении художников-импрессионистов, мы можем увидеть доведенную до скучного и скаредного действа традицию салонного французского чаепития. На картине молодая женщина предложила гостье чашку чая, без чего-то бы ни было. Более чем скудное угощение, поданное хозяйкой, намекает на то, что беседа не станет длительной и душевной, а удовольствие от чая будет минимальным. Это только исполнение формального ритуала под названием «пятичасовой чай».
Из всего многообразия заедок, подаваемых к послеобеденному чаю в ушедшей России, автор любит разнообразные булочки к чаю, которые в современном быту совершенно несправедливо забыты. Для тех, любезных его сердцу читателей, кто уважает русский обычай послеобеденного сна и последующего за ним чаепития, автор рекомендует рецепт булочек с изюмом. Для англоманов, которые отдают предпочтение только пятичасовому чаю, предлагается дошедший до наших времен рецепт сконов.
Булки к чаю из книги «Образцовая кухня и практическая школа для домашнего хозяйства» (1892)
Выдать: 0.6 л молока, 1 ложку сухих дрожжей, 1 кг пшеничной муки, 10 яиц, 1 стакан сахара, 200 г кишмиша, ½ ч. л. толченого кардамона, 200 г чухонского масла.
0.6 л теплого молока, 1 лож. сухих дрожжей, разведенных в небольшом количестве молока, и 1 кг муки, хорошо размешать и бить до появления пузырей; поставить в теплое место, чтобы поднялось, после чего посолить, прибавить 10 желтков, растертых добела с 1 стаканом мелкого сахара, 200 г кишмиша, немного кардамона в порошке, 200 г растопленного масла и 10 взбитых белков; подсыпать еще 400 г муки, чтобы тесто не было очень жидко, хорошо выбить и дать опять подняться. Сделав две булки, положить их на сковороду и дать еще подняться; тогда помочить яйцом, убрать миндалем, изюмом и печь. Вынув из печи покрыть, дать остыть и посыпать мелким сахаром с ванилью.
Примечание. Автор предпочитает из этого теста выпекать небольшие булочки, и рекомендует для разнообразия, перед тем как посадить в духовку, часть из них посыпать маком или кунжутом. Чухонское масло – сливочное масло высшего сорта.
Английские сконы к чаю
Автор выбрал простой рецепт сконов, который при желании можно усложнить, добавляя в тесто ванильный сахар, изюм или орехи.
Для 6-8 сконов нужно взять 3 чашки пшеничной муки, 1/2 стакана сахарного песка, 2 пакетика (по 10 г) разрыхлителя, 3/4 чашки сливочного масла, 1 яйцо, 1 стакан молока, 1/2 чайной ложки соли.
В большой миске смешать просеянную муку, сахар, разрыхлитель и соль, вмешать размягчённое масло. Отдельно смешать яйцо и молоко, постоянно помешивая добавить к муке. На ровной поверхности, посыпанной мукой, вымесить тесто, раскатать толщиной 2 см, вырезать круглой формочкой подходящего размера сконы, положить на противень, покрытой пекарской бумагой, выпекать 15 минут в духовке, разогретой до 2000 С. Готовые сконы подать с джемом или взбитыми сливками.
Автор с удовольствием соблюдает бывший «повсеместный и освященный народным уважением обычай» и, отдав дань послеобеденному сну, с удовольствием предается наслаждению чаем с заедками, изготовленными собственноручно, к чему и призывает своих глубокочтимых читателей.
И. Сокольский
Источник: nkj.ru