Северный Кавказ в ловушке отсталости

Результаты очередного рейтинга социально-экономического положения субъектов федерации, опубликованные агентством «РИА Рейтинг» в преддверии Петербургского международного экономического форума, продемонстрировали, что Северный Кавказ остается хроническим аутсайдером среди российских регионов. Регионы СКФО уверенно лидируют лишь по одному показателю рейтинга – ожидаемой продолжительности жизни. В остальном же им похвастаться, по большому счету, нечем.

Результаты очередного рейтинга социально-экономического положения субъектов федерации, опубликованные агентством «РИА Рейтинг» в преддверии Петербургского международного экономического форума, продемонстрировали, что Северный Кавказ остается хроническим аутсайдером среди российских регионов. Регионы СКФО уверенно лидируют лишь по одному показателю рейтинга – ожидаемой продолжительности жизни. В остальном же им похвастаться, по большому счету, нечем.

Ставропольский край: 37-е место

В различных рейтингах Ставропольский край традиционно занимает наиболее высокие из всех регионов СКФО, исследование «РИА Рейтинг» – не исключение. На первый взгляд, это говорит о том, что Ставрополье находится на качественно ином уровне социально-экономического развития, нежели национальные автономии. Однако ряд показателей, на основании которых выводился общий индекс «РИА Рейтинг», в Ставропольском крае мало чем отличается от северокавказских республик.

Особенно это заметно в таком ключевом разделе рейтинга, как «Эффективность экономики», где наиболее красноречиво (если не сказать – вопиюще) выглядит статистика по налоговой задолженности. Абсолютными «антигероями» по этому параметру оказываются пять республик СКФО, занимающие последние места, а Ставропольский край от них ушел не слишком далеко, пропустив вперед только Калмыкию и Костромскую область. На этом фоне 72-е место Чечни (всего-то 16,8%) по налоговым недоимкам выглядит как показатель, на который стоит равняться. 

С точки зрения производственного потенциала Ставрополье неоспоримо превосходит республики: по валовому объему производства товаров и услуг в 2014 году край оказался далеко впереди своих соседей по округу. Более того, общий объем производства в прошлом году (более 593 млрд рублей) лишь ненамного меньше соответствующего показателя всех республик вместе взятых (порядка 726 млрд рублей).

Однако в расчете производственных показателей на душу населения Ставропольский край занимает лишь скромное 64-е место в стране (212,6 тысячи рублей на человека), что не так уж сильно отличается от его «младшего брата» – Карачаево-Черкесии, где в прошлом году этот показатель достиг 176 тысяч рублей на жителя. Для сравнения: в Ростовской области объем производства товаров и услуг на душу населения по прошлому году – почти 265 тысяч рублей, а в Краснодарском крае – 315 тысяч рублей.

Не менее показательна и статистика инвестиций на душу населения. По этому параметру Ставрополье уступает в СКФО не только традиционно обласканной федеральным бюджетом Чечне, но и Северной Осетии с Дагестаном, которые едва ли можно назвать  передовиками инвестиционного процесса. Правда, с точки зрения качества жизни объем инвестиций на душу населения не слишком показателен: Дагестан, к примеру, по этому параметру оказался по соседству с куда более комфортными для проживания Белгородской областью и Башкортостаном. Сопоставимы с республиками (если не брать Чечню и Ингушетию) и доходы бюджета Ставропольского края на душу населения.

Но есть и важное отличие, которое позволяет утверждать, что экономика Ставрополья более эффективна, чем экономика республик. Речь идет о доле прибыльных предприятий: по данному показателю Ставропольский край занимает 4-е место в России и с огромным отрывом лидирует в СКФО. Причина этого вполне очевидна: в экономике Ставрополья преобладает частный бизнес – в отличие от республик (за исключением, пожалуй, Карачаево-Черкесии), где наиболее заметная роль принадлежит государственным и муниципальным предприятиям, не слишком заботящимся о рентабельности. Кроме того, в Ставропольском крае заметно лучше, чем в республиках, ситуация с безработицей, а по уровню дотационности бюджета (32,58%) край находится на фактически недосягаемом для соседей по округу уровне.

Дагестан: 55-е место

По ряду параметров социально-экономического развития Дагестан не только опережает соседей по СКФО, но и занимает довольно высокие места в России в целом. Например, по численности занятых в экономике Дагестан находится на 20-м месте – примерно на одном уровне с такими крепкими «середняками» среди российских регионов, как Воронежская область или Пермский край.

Однако показатели в расчете на душу населения убедительно демонстрируют, что этот демографический потенциал используется чрезвычайно слабо. Например, по объему производства товаров и услуг на одного жителя Дагестан оказался в самом «хвосте» (80-е место) – для сравнения, Пермский край по этому показателю находится на 18-м месте в Росси, а Воронежская область – на 45-м. Ближайшими же соседями Дагестана в соответствующей графе рейтинга оказываются депрессивные республики Алтай и Тыва, экономический потенциал которых и рядом не стоял с самым южным регионом России.

Тем не менее, по некоторым качественным показателям рейтинга Дагестан выглядит действительно лучше, чем соседние регионы. К примеру, именно он лидирует в СКФО по такому параметру качества жизни, как отношение доходов населения к средней стоимости потребительской корзины, заметно опережая другие регионы округа. Вполне приемлем и уровень отношения дефицита регионального бюджета к объему собственных доходов. Здесь Дагестан находится по соседству с таким регионом, как Ростовская область, известным своей консервативной финансовой политикой.

Хронические социально-экономические проблемы Дагестана хорошо известны, и последняя версия рейтинга РИА отражает их вполне наглядно. Это высокий уровень безработицы (более 10%), высокая дотационность бюджета (более 70%), слабая собираемость налогов (недоимки превышают 45%). Все это не позволяет республике прыгнуть выше головы, хотя и нынешнее соседство в общем рейтинге с Астраханской и Брянской областями можно считать вполне достойным.

Чечня: 74-е место

Основные социально-экономические проблемы Чечни (как, впрочем, и других республик СКФО) сосредоточены в разделе рейтинга «Эффективность экономики». Особенно удручающе выглядит показатель производства товаров и услуг на душу населения, по которому республика занимает предпоследнее место в России, соседствуя с Ингушетией. При этом разрыв с ближайшим соседом по СКФО – Дагестаном – более чем двукратный. Несмотря на декларации чеченского руководства о вводе в эксплуатацию ряда новых предприятий, им еще только предстоит набрать достаточный оборот, чтобы подтянуть подушевой уровень производства.

Серьезные проблемы есть в Чечне и с рентабельностью хозяйствующих субъектов. Уровень убыточности компаний в республике – третий от конца в России (хуже – только Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область, два субъекта федерации с  низким экономическим потенциалом). Основу экономики Чечни по-прежнему составляют госкомпании, в том числе предприятия ЖКХ, которые из года в год генерируют громадные убытки и долги. Более или менее заметный частный бизнес в республике, мягко говоря, недоразвит, поэтому ни о какой эффективности хозяйства в Чечне пока говорить не приходится.

Прямым следствием слабой экономической базы является высочайшая дотационность бюджета – 81,6%. По этому параметру Чечня находится на предпоследнем месте среди российских регионов, опережая только Ингушетию. Аналогичная картина и по уровню безработицы: Ингушетия и Чечня – абсолютные аутсайдеры. В то же время динамика снижения безработицы в Чечне явно лучше: республика уже приблизилась к тому, чтобы опередить по этому показателю Тыву (соответственно, 21,5% и 19,1%).

Кабардино-Балкария: 76-е место

Поскольку о проблемах, в целом общих для всех республик СКФО, уже достаточно сказано выше, остановимся на тех условных достижениях, которые можно занести в актив аутсайдерам рейтинга. Для Кабардино-Балкарии это традиционно низкий в сравнении с другими республиками Северного Кавказа уровень дотационности госбюджета – чуть меньше 54%.

Кроме того, КБР существенно опережает все остальные субъекты СКФО по показателям младенческой смертности, находясь на одном уровне с такими успешными регионами, как Татарстан и Ленинградская область.  

Северная Осетия: 77-е место

А вот Северной Осетии, судя по данным исследования «РИА Рейтинг», по итогам 2014 года хвастаться особенно нечем: во всех параметрах рейтинга, за исключением традиционно высокой для Северного Кавказа продолжительности жизни, республика оказалась в «подвале».

Особенно тревожно выглядит уровень долговой нагрузки: по отношению государственного и муниципального долга к собственным доходам Северная Осетия занимает последнее место в СКФО. Не случайно врио главы республики Тамерлан Агузаров в одном из первых выступлений в этом качестве констатировал, что объем долгов региона зашкаливает.

Карачаево-Черкесия: 78-е место

Самое выдающееся достижение КЧР в рейтинге РИА по итогам 2014 года – 25-е место в России по показателю прибыльности предприятий, причем здесь у республики весьма серьезные соседи – Тюменская и Новосибирская области.

Этот результат можно считать вполне убедительным с точки зрения развития частного бизнеса в республике, но его уровень явно недостаточен для того, чтобы Карачаево-Черкесия покинула последнюю десятку рейтинга. Более того, в сравнении с итогами 2013 года республика потеряла сразу три позиции.

Ингушетия: 79-е место

Ингушетия, наоборот, за год улучшила свой интегральный индекс и теперь опережает сразу четырех аутсайдеров рейтинга – Алтай, Калмыкию, Еврейскую автономную область и Тыву. Безусловно, это можно считать тактическим успехом.

Но для более решительного подъема республике еще очень далеко: по-прежнему крайне низкими остаются собственные доходы, уровень подушевого производства и инвестиций на душу населения, а безработица в Ингушетии, как уже было сказано, по-прежнему самая высокая в России. 

Сергей Танакян

Источник: kavpolit.com

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *