Эксперты считают главной причиной плохого состояния российских дорог – некачественное покрытие, а не тяжелые грузы

Новую инициативу Министерства транспорта об автоматическом контроле веса грузовиков приветствовал в ФБ Петр Шкуматов:

«На дорогах России наконец-то (после стольких баталий) запустится автоматическая система весо-габаритного контроля на базе рамок Платона. Я об этой проблеме писал в «Форбсе» после обрушения мостов, похоже, меня, да и многих других, услышали, пусть и с опозданием. Смысл в том, что все превышения грузовиков по весу будут отслеживаться в автоматическом режиме на всех федеральных дорогах, а перевозчики-нарушители будут получать штраф за перегруз.

Почему это хорошо?

 1. Дороги будут меньше разбиваться и дольше служить без необходимости капитального ремонта. Именно превышение проектных нагрузок на дорогу (помимо других факторов) вносит основной вклад в её разрушение. Посмотрите на дороги после окончания сельхоз сезона, их только летом отремонтировали, а уже надо опять ремонт начинать. Недавно мне друзья прислали видео из Астрахани, как сотни перегруженных зерновозов на обочине ждут пока закроется пост Ространснадзора, на котором не берут взяток. Эпическое зрелище, посмотрите. С автоматикой, работающей 24х7, такие опыты по убиванию дорог или прекратятся полностью, или это явление станет заметно меньше.

 

2. У дальнобойщиков будет больше работы. Если сейчас им грузоотправители выкручивают руки, заставляя брать груз с массой большей, чем разрешенная, то уже скоро у перевозчиков появится железобетонный аргумент не брать лишний вес на борт – большой штраф. Соответственно, такой груз будет дробиться и вместо одной перегруженной фуры поедет две нагруженные нормально. Соответственно, два дальнобойщика получат работу, вместо одного.

3. Наконец перестанут так часто обваливаться мосты от постоянных перегрузок. Хотя перегруженные фуры ушатали дороги и мостовые сооружения у нас в стране весьма капитально, но инцидентов будет гораздо меньше. Да и не буду напоминать, что из-за перегруза у фур иногда отказывают тормоза, лопаются покрышки и переворачиваются прицепы. Всегда страшно ехать рядом с монстром, у которого кирпичей нагружено выше бортов.

Т.е., это тот случай, когда штраф выполняет благую функцию. Интересные цифры, кстати: ущерб дорогам в России наносится на 2,6 трлн рублей ежегодно, а размер дорожных фондов 1,5 трлн в год. Соответственно, если ситуация с перегрузом продолжится, то Ахилл никогда не догонит черепаху. Дороги будут продолжать разрушаться быстрее, чем их будут восстанавливать. И тут, кстати, было два способа решения проблемы: изъять из перевозчиков недостающие 1,1 трлн рублей (т.е., ситуация, когда хороший платит за плохого) или уменьшить нагрузку на дороги на ту же цифру (плохой платит за себя).

 

Мне кажется, что второй вариант более справедливый и адекватный экономической ситуации. Штрафы с нарушителей в этом конкретном случае пойдут именно в федеральный дорожный фонд, а не просто в бюджет региона. Т.е., не на праздники варенья, а конкретно на дорожное строительство.

Конечно поживем увидим. Тут уже видится классическая проблема в обжаловании штрафов от АСВГК. Например, вы везете груз и вдруг весы показали, что у вас по одной из осей перевес. А узнали вы об этом лишь спустя три дня, когда уже разгрузились, уехали, и разлепить пельмени обратно уже физически невозможно. Хотя на слушаниях в ОП РФ, где я был, говорили, что перевозчикам будут оперативно приходить СМС и уведомления в ЛК Платона, чтобы можно было оперативно разобраться в вопросе в режиме оффлайн, подъехав на пост.

В общем, посмотрим, как система будет реализована, но в целом, я считаю, новость для нормальных добропорядочных автомобилистов и перевозчиков позитивная. Мы с вами будем дольше ездить по хорошим дорогам, будет меньше ремонтов (хотя бы не каждый год), а у нормальных перевозчиков будет больше работы. Для тех же, кто привык возить по 100 тонн зерна за раз, еле пыхтя по дороге, новость, конечно, негативная….»

***

Однако комментаторы этого поста были не столь оптимистичны:

«Хорошая статья, но хочется заметить, что быстрое разрушение асфальтового покрытия совсем не связано с грузовыми автомобилями. Когда читатель моего комментария будет с оказией переезжать перпендикулярно Тверскую с Пушкинской площади на продолжение Бульварного кольца и обратно, то он явственно почувствует под колесами своего автомобиля “стиральную доску”– это будут поперечные его движению колеи от тысяч автомобилей, проехавших по Тверской– легковых транспортных средств, ибо там другие не ездят. Подобные примеры можно найти повсеместно на дорогах с интенсивным движением, вспомним левые полосы любой дороги, где грузовые автомобили не появляются согласно ПДД.

То есть, строить дороги надо качественнее, мягко выражаясь. Как и наказывать за перегруз, кстати. Но не через Платон. Платон– это, с одной стороны, кормушка для известного персонажа, с другой стороны, это обкатка будущего взимания платы за проезд по дорогам страны всех видов транспортных средств. Так мне это видится…»

А вот и другая проблема, решить которую в обозримом будущем вряд ли получится:

«Разговор про это идет уже лет 7. А воз и ныне там. Допустим, завтра Ростех внедрит систему на федеральных трассах, прошу пардону, а что делать региональным и местным. Потоки-то фур поехали уже после Платона по местным дорогам. И что-то терзает меня смутная мысль, что мостики то рушатся в основном на местных дорогах, ну кто же их на фуры рассчитывал.

Крупные перевозчики оптимизировали свой бизнес и забили болт на систему. Там где можно, едут в объезд федеральных трасс. А у местных денег-то только сильно разведенным асфальтом дырки позатыкать до первой фуры.

И второй момент. В рамках проекта придется организовать стационарные посты. С этой проблемой мы столкнулись. У МС была идея эту хрень на МКАД замутить. Ага, а где посты размещать если там везде или ТРЦ, или разъезды, или овраги…»

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *