Вся страна обсуждает реакцию главы Росгвардии Виктора Золотова на расследование о продуктовых поставках ведомству, проведенное административно арестованным политиком Алексеем Навальным и его фондом.
Напомним, что главный «охранник России», узнав об отчете ФБК, разместил на сайте Росгвардии видеообращение к главному оппозиционеру, вызвав его на поединок и пообещав сделать из Навального «сочную отбивную».
Результаты своего расследования Фонд борьбы с коррупцией, основанный Алексеем Навальным обнародовал еще в августе.
В докладе шла речь о том, что продовольственные товары Росгвардия закупает у единственного поставщика, который, в свою очередь, может иметь связь с главой российского правительства Дмитрием Медведевым. Генерала армии Виктора Золотова это рассердило настолько, что он не выдержал и записал обращение к оппозиционеру, обвинив оппозиционера в клевете.
Тон монолога с последующим вызовом Навального на дуэль был таковым, что в памяти журналиста газеты «Ведомости» невольно всплыли строки из литературной классики, а именно из лермонтовской поэмы «Песнь о купце Калашникове», вот только там обманутый муж хотел отомстить за поруганную честь жены в честном кулачном бою. В случае с генеральским обращением, тон был похож, вот только воздать обидчику по заслугам генерал обещал за «оскорбительные клеветнические измышления».
Стоит отметить, что Виктор Золотов является выходцем из девятого управления КГБ, на основе которого затем была создана Служба охраны. Если сравнить деятельность этой структуры с пятым управлением, которое боролось с идеологическими диверсантами, либо с четвертым, занимавшимся противостоянием антисоветчине, то охранников можно назвать «вегетарианцами» от Комитета. Сотрудники «девятки», обеспечивавшие охрану важных лиц, кроме владения приемами рукопашного боя, навыками выживания и невидимостью, должны были уметь петь, и под гитару тоже, вовремя ввернуть остроту и в целом отвечать за благоприятный настрой клиента, участвуя в различных развлечениях типа охоты, рыбалки и прочих подобных мероприятиях. К политическим конфронтациям, к идейным схваткам с классовыми врагами, к тому, чтобы дать отпор зарвавшимся клеветникам охранников в КГБ не готовили.
При просмотре видеообращения Золотова к Навальному вспоминается и творчество легендарной ливерпульской четверки The Beatles, кстати, являвшейся группой, по советским меркам, идеологически невыдержанной. Так вот у битлов есть композиция When I’m Sixty-Four, написанная Полом Маккартни и Джоном Ленноном. Авторы, которые тогда были еще очень юными, предположили, как ощущает себя человек, проживший на свете 64 года. Именно столько сейчас главе Росгвардии Виктору Золотову. В тексте лирический герой будто бы обращается к состарившейся возлюбленной, спрашивая, будет ли она все так же благосклонна, будет ли готовить пищу, не уйдет ли, захлопнув за собой дверь? Взамен он обещает помощь по дому и хозяйству.
Видеообращение генерала чем-то напомнило эту песню. Казалось бы, человек занимает такую должность, обладает огромными полномочиями и властью, но в голосе чувствуется волнение и напряжение, тон сбивчив, и при этом от арестанта требуется некая взаимность.
Очень сильно ощущается то, что Золотову не нравится сама ситуация, в которую он сам же себя этой записью и поставил, и антикоррупционные возражения звучат как-то скомкано, и все потому, что главе Росгвардии нужно получить от оппозиционера простой ответ на простой вопрос.
Вроде бы главному охраннику хочется быть слоном из басни Крылова, который не обращал внимание на то, что на него гавкает Моська, коей Золотову представляется Навальный со своими обвинениями в коррупции, но при этом якобы невозмутимый «слон» вызывает «Моську» на дуэль – поистине, кроме как словом «абсурд» происходящее не назовешь.
Наблюдая, что и как говорит генерал Золотов, возникает отчетливое ощущение того, чтобы публичность – не его конек. Значит, на такой шаг его толкнула лишь крайняя необходимость. Открытым остается вопрос, кто создал условия этой крайней необходимости.