Третьяковская галерея – снова в центре скандала. Выйдет или нет Следственный комитет России на след контрабанды картин и коррупционных связей с Министерством культуры – вопрос пока открытый. А тем временем “Третьяковка” готовится к очередному витку “шоковой терапии”.
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) продолжит “стадиальное движение искусства”. И если Ирина Лебедева в своей инаугурационной речи заявляла: “Музей обязан стать музеем нового типа. Музей должен превратиться в место коммуникации, это требование сегодняшнего дня”, – то заявление Зельфиры Трегуловой едва не спутало все карты: “Попадая в Третьяковку, ты перемещаешься в застойные 80-е”. Ротация директоров ГТГ произведена 10 февраля 2015 года приказом министра культуры РФ Владимира Мединского.
Причин тому несколько. “Дорогой россиянин” попривык уже “жить в комфортной обстановке”, – по мнению Зельфиры Трегуловой. В музей приходит, чтобы в кафе посидеть, в музейном магазине отшоппинговаться. Искусство XVII-XIX веков не считывает, а “подробные экспликации” так и вовсе – “абсолютно архаичная система”. Молодые люди забегут в Третьяковку на час сегодня, ну и не прыгать ведь им через головы впереди стоящих иностранцев с тем, чтобы сделать селфи на фоне “Завтрака аристократа”. Значит, необходимы специальные приложения Третьяковки для айпадов. Навигация тоже нужна – начала осмотра не найти, без wi-fi и GPS-навигатора блуждать в галерее – как среди трех сосен.
Тащить Третьяковскую галерею из болота “застоя” будет Boston Consulting Group, спонсор. Таково решение Зельфиры Трегуловой.
Решение особенно оригинально сегодня. В свете заявления Сергея Лаврова: “Россия не допустит вмешательства США в свои внутренние дела”; сообщения ТАСС: “Президент России Владимир Путин подписал закон о “нежелательных организациях”. Нежелательной, согласно закону, может быть признана иностранная или международная, но только неправительственная, организация, “представляющая угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны и безопасности государства”. Верно, закономерны вопросы. Третьяковская галерея как национальное достояние – это внутренние дела России? Спонсор из США в Третьяковской галерее – это угроза безопасности русской культуры?
Либерал бросит упрек в ресентименте, в эдаком враждебном чувстве раба ко всему, где ему чудится свобода. Вот и Сергею Брилеву пришлось на телеканале “Россия 1” создавать агитку: “положительный образ” нового директора ГТГ Зельфиры Трегуловой и подготовленного ею сценария вестернизации галереи. Вывод таков: без паники, “Три богатыря” с “Боярыней Морозовой” останутся на прежних местах, зато в галерее будет “интересней и динамичней”. Зельфира Трегулова продемонстрировала еще и ноу-хау: способ подвески картин по технологии из Германии. Перенимать такую съезжаются в Третьяковку со всей страны. Да, галерея получает сегодня финансирование от государства, – рассказала г-жа Трегулова. – Но денег много не бывает, нужны спонсоры для продвижения проектов и маркетинга.
Это адское слово “маркетинг” пришло в русский язык в “лихие девяностые”. Вместе с развалом СССР, модой на американскую улыбку и весь этот американский новояз: аккаунтинг, инжиниринг, андеррайтинг, сэйвинг, мобинг, дискауетинг, толлинг, франчайзинг, хед-хантинг…. Но если оживить в памяти, ну, хотя бы страницы мемуаров Татьяны Юмашевой о годах своей “непосильной работы” в Кремле (журнал “Медведь”), то никаких сомнений не возникнет: Кремлю носители такого языка в лице PR-консультантов, почти фокусников, надувателей мыльных пузырей с дипломом Гарварда, нужны были, как воздух.
Дальше – больше. Американское PR-агентство Ketchum начиная с 2006 года выполняло задачи стратегического отдела и пресс-службы Кремля. Сотрудник агентства, журналист Ангус Роксборо, по результатам работы написал книгу. “Железный Путин”. Цитирую: “Но если перед западными специалистами, консультировавшими правительство Бориса Ельцина по вопросам экономики в 1990-е, все двери были открыты, никто из нас не предполагал, что консультировать администрацию Путина по столь “идеологическому” вопросу, как связи со СМИ, будет легко”. Специалисты агентства учили пресс-секретаря президента “искусству выражать несколько основных мыслей сжато и коротко”. Предупреждали: “Запад считает, что Россия постепенно возвращается к советскому образу мысли и поведения, и, чтобы перебороть это убеждение, необходимо не только перестать действовать подобно Советам, но и решительно отрекаться от советского прошлого в речах и документальных материалах, которые можно показать по государственному телевидению”. СССР – инструкция для консультантов из Ketchum – “плохой бренд”.
Клоны Ketchum за годы “реформ” и “инноваций” опутали не только палаты Кремля или офисы “совместных предприятий”. Сегодня они и в министерствах, и в школах, и в больницах, и в библиотеках… всюду вы можете услышать: “вендинг”, “факторинг”. Больше того, умение кадровика или бухгалтера ввернуть, кстати или нет (чаще – нет), какой-нибудь “краудсорсинг” как бы причисляет его к кругам “ну мы-то с вами понимаем”, к элитариям. А внушительные премиальные бонусы закрепляют их статус. Положение обязывает.
Мираж отрезвления от американской мечты мелькнул было в марте 2015 года. Ketchum в Кремле приказало долго жить. Эра разработок “проектов выступлений и речей, после чего их полностью переписывали”, – закончилась (к слову, услуги Ketchum недешевы: шесть лет советов встали Кремлю в 23 млн. долл. (“Форбс”)). Как следствие – есть версия – не заставил себя долго ждать ультиматум западных СМИ. Или президент РФ Владимир Путин ответит на вопросы о сделках с приближенным бизнесменами, или… Дело в том, что топ-менеджеры крупных консалтинговых компаний имеют выходы на влиятельных лиц, владеют обширной информацией, приемами Джейн Псаки, работают, как нетрудно догадаться, исключительно в интересах своей компании и страны, её представляющей.
Их в дверь – они в окно. Третьяковская галерея теперь с Вoston Consulting Group (BCG) .
Любите ли вы Вoston Consulting Group, как его любит менеджер? Этот принципиально новый подвид homo sapiens, селекция ХXI века, с орудием производства в виде powerpoint’а, экрана и лазерной указки. Изо дня в день, из часа в час проводит он совещания, пишет отчеты, анализирует ситуацию, сидит в офисе рядом с другим менеджером и общается с ним через электронную почту. Задача: дать миру ответ на вопрос “что делать?”. Смеяться тут или плакать, не знаю, но знакомый, который имел счастье поработать в консалтинговой компании, рассказал мне из опыта такой вот “кейс”. Рабочая повестка дня: доклад на тему “Почему сетевики типа Lidl или Aldi (аналоги нашей “Пятерочки” в Германии) прибыльны? Доклад на несколько сот страниц, “митинги” на месяцы… Вывод: потому что Lidl и Aldi продают дёшево! И еще. За совет клиенту, так сказать консультацию и её последствия, ни менеджер, ни его компания ответственности не несут.
Специализация консалтинговых компаний различна. Ketchum, например, имиджевый консалтинг, а это значит, “Царевну-лебедь” Врубеля выдаст за Tweety – утёнка из Голливуда. Есть консалтинг управленческий или “стратегический”. Такой не только обновит имидж предприятия, но и само предприятие изменит до неузнаваемости: скорректирует его задачи, найдет “оптимальные пути” решения, сделает эффективным, динамичным, прибыльным! Два-три взмаха лазерной указки по экрану – и “застойный” Левицкий превращен в радикального Кулика, отвечает на вызовы времени. “Стратегический” консалтинг России тоже не в диковинку. Компания Monitor консультировала Дмитрия Медведева по разработке концепции “Открытого правительства”. Кстати, в 2006-2007 годах Monitor разрабатывал стратегии и для Муамара Каддафи; пяти лет не прошло, как Ливийская Джамахирия оказалась стёртой с лица земли, а сам Муамар Каддафи зверски растерзан. Boston Consulting Group в вопросах “позитивных перемен для клиентов” – классом выше. Входит в тройку крупнейших международных консалтинговых компаний, и для выпускников престижнейших бизнес-школ – мечта (в 70-е годы здесь работали республиканец Митт Ромни и премьер-министр Израиля Бенджамин Нетаньяху).
Boston Consulting Group займется в Третьяковской галерее фандрайзингом (стратегии по привлечению средств), реформированием системы управления, проведением маркетинговых кампаний (PR, реклама, повышение узнаваемости бренда, увеличение числа посетителей) и оптимизацией бизнес-процессов. Смысл последней опции пора давать в переводе на русский как “сокращение зарплат сотрудникам” и “массовые увольнения”. И если в годы Ирины Лебедевой под “оптимизацию” попали несогласные со стратегией превращения Третьяковки в инсталляцию в виде ванны, забитой хламом и мусором, то с Зельфирой Трегуловой избавятся – не исключено – от специалистов, не скрывающих: консультации BCG – профанация, интеллектуальное убожество. Что ж, не беда! Отряд из эффективных менеджеров готов уже на замену. “Тим-билдинг” в свою очередь укрепит дух, заставит обновленный коллектив почувствовать себя одной командой.
Спонсорство – не меценатство. И Boston Consulting Group как спонсор Третьяковской галереи вполне себе может подразумевать получение чего-либо взамен за свою помощь. Гала-ужином при свечах с икрой и винами на столах в зале галереи среди полотен Айвазовского или Васнецова – менеджер консалтинга сыт по горло. А вот “Грачи прилетели” Саврасова заменить на action painting Поллока? Чем черт не шутит?! К тому же, между Министерством культуры РФ и фондом Гуггенхайма подписан договор о сотрудничестве, плоды которого, на примере Эрмитажа, уже хорошо известны. Заметим, разве что, музей Гуггенхайма – одно из ведущих собраний современного искусства. А современное искусство, вышедшее из “шинели” американского абстрактного экспрессионизма, – авангард США на культурном фронте “холодной войны”. Филиалы музея Гуггенхайма в Бильбао, Венеции (действующие), в Гвадалахаре, Вильнюсе (в проекте), в Хельсинки от филиала отказались, в Берлине филиал закрыли – есть не что иное, как экспансия Pax Americana, утверждение новой эпохи Просвещения, “изменения образа человека”. “Лучший способ вести пропаганду – никогда не выглядеть ведущим пропаганду”, – формула Ричарда Кроссмана, английского “левого” интеллектуала, безотказна. Вот уже больше полувека “современное искусство” не без “крыши” ЦРУ демонстрирует “величие и свободы Америки”.
С 1993 по 1994 годы в музее Гуггенхайма, в Нью-Йорке, Зельфира Трегулова прошла стажировку. Получив тем самым “путёвку в жизнь”, своего рода мандат на княжение. ГМИИ имени Пушкина (заведующая отделом зарубежных связей и выставок), Музеи Московского Кремля (заместитель генерального по выставочной работе и международным связям), Государственный музейно-выставочный центр “РОСИЗО” (генеральный директор) – вехи карьеры. Вступление в должность генерального директора Третьяковской галереи омрачила новость: “Контрабанда культурных ценностей, обыски СКР прошли в Третьяковской галерее и Министерстве культуры”. Пока идут следственные действия, Третьяковская галерея устраняется от комментариев.
Вызывает озабоченность и судьба полотен братьев Герасимовых, Пименова, Дейнеки, Самохвалова, Лабаса. Зал с шедеврами социалистического реализма еще при Ирине Лебедевой переименовали в нечто вроде зала “тоталитарного искусства 30-х-50-х годов”. “Тоталитаризм” этот становится одним из главных игроков на антикварном рынке: произведения Александра Дейнеки, к примеру, оценивают в два-три миллиона фунтов стерлингов. Проглотит или нет Boston Consulting Group, а если проглотит, то под каким брендом? “соцреализм”… В любом случае Государственная Третьяковская галерея вольётся, наконец, в потоки глобального рынка. Оформление залов музея будет меняться по четыре раза в год, как это принято в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. “Преподнесение материала зрителю” тоже изменится. Световые шоу на стенах – как идеал, и в ароматах духов Tom Ford. Снявши форму, по содержанию не плачут.
Ну а пока Boston Consulting Group еще в овечьей шкуре, газета “Завтра” “уполномочена заявить”: отдавать Государственную Третьяковскую галерею, сокровищницу национальных богатств, на откуп заморскому гостю – угроза стратегической безопасности России.
Марина Алексинская
Источник: zavtra.ru