Главное управление МЧС по Иркутской области сообщило, что на 8 утра понедельника на территории области не осталось ни одного лесного пожара. Последний очаг в 220 гектаров в Ольхонском районе был потушен в выходные. О ликвидации лесных пожаров в Бурятии сообщили и в пресс-службе республиканского агентства лесного хозяйства.

Помогла погода – жаркое и сухое лето как будто “выключили” – сентябрь оказался холодным и дождливым. Но до этого момента в Бурятии, по официальным данным, сгорело около 700 тысяч гектаров леса, в Иркутской области – более 400 тысяч.

Настало время выводов: что необходимо сделать, чтобы не допустить повторения ситуации. И первое, о чем хором говорят сегодня все – от рядовых сотрудников лесхозов до депутатов Госдумы и губернаторов, от ученых и лесозаготовителей, – это необходимость вносить поправки в Лесной кодекс.

– Нетрудно заметить, что горимость лесов после принятия новой редакции Лесного кодекса стала расти. Резко сократили лесную охрану. Если раньше на 10 тысяч гектаров леса был один обходчик, который обладал значительными полномочиями, мог оштрафовать нарушителей, то сегодня он своих полномочий лишен. На одного сотрудника лесхоза приходится 140 тысяч гектаров тайги – да он за всю жизнь их не обойдет! – так прокомментировал свое видение ситуации глава Бурятии Вячеслав Наговицын.

С главой самой пострадавшей от пожаров республики трудно не согласиться, только это не вся правда. Когда в 2006 году депутаты Госдумы принимали Лесной кодекс, профессионалы во весь голос кричали, что это убьет лес. Тогда их не послушали, но сейчас очевидно, что сбываются даже самые мрачные их предостережения. И соотношение лесников на количество подконтрольных им гектаров не самое главное. Важно еще и количество субвенций, которые выделяются лесхозам республиканскими властями. Например, по ситуации на 2005 год в Канаде расходы на тушение пожаров составляли в пересчете на нашу валюту 60-70 рублей на гектар лесной площади. У нас средний размер субвенций на 2005 год был порядка 50 копеек на гектар, то есть в 120-140 раз меньше. А если взять Бурятию, то там местный лесхоз в самый опасный сезон не получил ни копейки. Вот и вышло, что тушить там было некому и не на что.

Ранее ситуацию глава МЧС России Владимир Пучков охарактеризовал емко – “прошляпили”. Правда, пожары еще горели, а в различных ведомствах начали пытаться переложить ответственность и запутать ситуацию. Некоторые договорились до того, что, мол, это министр про свое ведомство так сказал.

Тем не менее действующий закон четко определяет, кто должен тушить лесные пожары, а кто – финансировать эти действия. В соответствии с законом N 200-ФЗ “Лесной кодекс РФ” тушить должны лесхозы, а финансировать их должны органы исполнительной власти субъектов. И для этого им передаются целевые деньги, так называемые субвенции из федерального центра. Кроме того, как сообщил корреспонденту “РГ” замначальника ВНИИ противопожарной обороны МЧС России Сергей Воевода, “согласно закону именно органы местного самоуправления заблаговременно должны издавать нормативные правовые акты, направленные на пресечение возможных ЧС, в том числе пала травы, лесных пожаров. А также своевременно организовывать и проводить весь перечень первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования.

МЧС же подключается к тушению, когда пожары подходят к населенным пунктам и промышленным объектам.

Другой момент: у лесных земель, как оказывается, масса хозяев: арендаторы, заповедники и нацпарки, минобороны, есть леса поселений, есть нераспределенный фонд. И эти хозяева часто не могут между собой договориться. Как отмечали лесники в Бурятии нынешним летом, масса пожаров, в том числе и на заповедные территории, пришла с земель военных. Сами военные их не тушили, и лесники не имели права этого делать. “Прыгали по границам, как идиоты, с ранцами против верховика”, – в сердцах ругались лесники.

И все же закон четко определяет – именно Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) как структурное подразделение Минприроды России определяет политику в области охраны лесов, контролирует исполнение переданных полномочий субъектами РФ. А раз так, то надо давать лесхозам достойное финансирование и технику.

На днях СКР по Иркутской области возбудил уголовное дело против руководства “Заповедного Прибайкалья” за неадекватные действия по тушению пожаров, хотя дело надо было возбуждать за откровенное очковтирательство. По данным иркутской облпрокуратуры, в некоторых лесничествах подготовленные к сезону планы тушения пожаров оказались фикцией: в них указаны несуществующие источники пожарного водоснабжения, техника, которая на поверку нерабочая. Та же ситуация и в Бурятии. Там прокуратура с начала года била тревогу и писала представления о том, что без финансирования республиканский лесхоз не справится с возложенной на него функцией. Так и вышло. Именно нехватка средств у лесхозов и нацпарков сыграла свою роковую роль этим летом.

Прямая речь

Шолбан Кара-оол, глава Республики Тыва:

– Большинство пожаров в лесах и степях по-прежнему происходит по вине человека. Чтобы подобное не повторялось, необходимо внести поправки в местный КоАП, ужесточающие наказания для нарушителей правил пожарной безопасности. Например, установить для них обязательные общественные работы до 200 часов.

Мнение

Владимир Бауэр, житель Абакана:

– Моим родственникам в Большой Ербе, в 90 километрах от Абакана, весной повезло – когда огонь подошел к селу, народ не стал ждать помощи – все сами вышли и остановили в полях пламя буквально у окраины. Если уж никто не может справиться с поджигателями травы, из-за которых вся Хакасия горит каждую весну, давайте уже тогда добровольные пожарные дружины в селах восстановим!

Тимофей Борисов, Екатерина Дементьева, Надежда Столярчук

Источник: rg.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *