Рост числа прихожан отмечают представители всех конфессий.

В кризис россияне стали чаще искать поддержку и успокоение в религии. В разговоре с «Известиями» представители основных конфессий отметили, что нынешняя нестабильная экономическая ситуация — одна из причин, по которой россияне активно примыкают к православию, исламу, иудаизму и буддизму. Так, по словам зампредседателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской православной церкви (РПЦ) священника Романа Богдасарова, за последние несколько месяцев в два раза выросло количество желающих креститься. Каждая конфессия учит прихожан по-своему переживать кризис: православие призывает к труду, ислам — к сохранению гармонии в душе, иудеи должны воспринимать кризис как повод для переосмысления своего места в жизни, а буддисты — искать путь, как стать лучше.

Зампредседателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской православной церкви (РПЦ) священник Роман Богдасаров рассказал, что в Церковь сейчас стало приходить гораздо больше людей, чем раньше.

— Сейчас люди идут массово креститься, причем и взрослые, и дети. За последние несколько месяцев число желающих увеличилось в два раза. Также выросло и количество прихожан, которые постоянно ходят на службу в храмах. Обычно на лето священников в церкви остается меньше, потому что прихожане уезжают на дачу. Однако в этом году, напротив, все священники работают в полном составе, потому что количество людей растет с каждым днем, — сказал Богдасаров. — При этом люди воспринимают Церковь в том числе как источник помощи в своих делах, они чаще обращаются за социальной помощью и трудоустройством. Что касается пожертвований, то их стали делать гораздо меньше.

Богдасаров пояснил, что Церковь учит в первую очередь не поддаваться влиянию кризиса.

— Кризис от нас не зависит, и мы не должны зависеть от кризиса. Мы сталкиваемся с тем, что некоторые люди полностью погружаются в эту атмосферу, у них начинаются суицидальные мысли, депрессия, — наставляет отец Роман. — Церковь учит, что Бог управляет этим миром. Но нельзя опускать руки и ждать манны небесной, надо трудиться, не покладая рук. При этом в погоне за деньгами нельзя забывать о чистоте души. В своих проповедях мы также обращаемся к работодателям и говорим о том, что тот, кто не выплачивает заработную плату, подлежит церковному суду.

Он напомнил, что Церковь не поощряет погоню за легкими деньгами, которые можно получить при игре на курсе валют. Это считается одним из грехов. 

По словам муфтия Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбира Крганова, в Москве и Московской области сейчас насчитывается несколько миллионов мусульман. При этом особую активность проявляют представители молодого поколения.

— Что касается мусульманской общины, то мы наблюдаем активный интерес к духовной жизни со стороны молодежи, — рассказывает Крганов. — Как растет число верующих, можно проследить по ситуации в Москве. Если до 2005 все верующие умещались в мечетях, то сейчас десятки тысяч мусульман во время пятничной службы вынуждены молиться на улице.

Как говорит Крганов, число верующих людей растет постепенно.

— Одной из основных мотиваций становятся межнациональные браки и желание растить детей в одной вере. Также причиной обращения к религии могут стать материальные трудности и желание найти в жизни поддержку и опору. Ислам учит тому, что не так важно, какая буря за окном, главное, чтобы этой бури не было в душе. Именно поэтому верующий человек более стойко переносит все внешние невзгоды, — сказал он.

В Москве сейчас открыты четыре мечети для прихожан: вблизи станций метро «Проспект Мира», «Отрадное», «Новокузнецкая» и «Парк Победы». При этом, по словам Крганова, этого недостаточно и община постоянно обращается к московским властям с просьбой выделить землю под строительство новой мечети.

— Мы радуемся за другие конфессии, которые строят и открывают новые храмы в Москве. И постоянного говорим о том, что четырех мечетей для такого крупного города, как Москва, мало. Помимо строительства самих святилищ, необходимо развивать и культурно-досуговые центры при них. Потому что у современных молодых людей должно быть место, где они могли бы духовно просвещаться и общаться с единомышленниками. В противном случае мы сталкиваемся с тем, что появляются места, где молодым людям нетрадиционно толкуют ислам и впоследствии вербуют, — говорит он.

Как отметил руководитель пресс-службы Федерации еврейских общин России Андрей Глоцер, по некоторым экспертным оценкам, в Москве проживает до 500 тыс. евреев.

— Количество людей, интересующихся своими еврейскими корнями, своей традицией, растет. Сейчас на прием к главному раввину России Берлу Лазару стало приходить больше людей, обеспокоенных поиском смысла жизни и своего места в этом мире. В трудных ситуациях люди чаще начинают задумываться о своем предназначении, — говорит Глоцер. — В нашей традиции говорится, что часто несколько вещей побуждают человека задуматься о своем положении и о своих отношениях с Богом, среди них болезни, страдания, немощь — в целом самые различные трудные, кризисные ситуации. То есть то время, когда человек как бы «выпадает» из привычной для него круговерти событий и вещей.

Глоцер также добавил, что в иудаизме считается, что любой кризис, как внешний, так и внутренний, для верующего человека — это очередная точка подъема. Это возможность подумать о том, как человек должен изменять себя и что стоит сделать, чтобы стать лучше.

Председатель Московской общины буддистов Дулма Шагдарова, в свою очередь, отметила, что буддистов тоже становится больше.

— Во-первых, число буддистов увеличивается за счет того, что в Москву приезжают с каждым годом всё больше калмыков, бурятов и тувинцев — коренных приверженцев этой религии. К тому же философия буддизма набирает всё большую популярность у москвичей. Особенно сейчас, в нестабильной экономической ситуации, людям хочется спокойствия и уверенности. По экспертным оценкам, в столице сейчас проживает более 100 тыс. буддистов. Для сравнения, в 1990-е годы их насчитывалось в два раза меньше, — говорит Шагдарова.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории РУДН Баатр Китинов добавил, что экономическая ситуация всегда оказывает влияние на идеологию и религиозное сознание человека.

— Современный кризис — одна из причин, по которой люди, изначально не исповедующие буддизм, проявляют интерес к этой религии, — сказал он. 

При этом, по его словам, сейчас «интерес к буддизму в России значительный» и растет последние 20–30 лет. 

— По всей стране насчитывается около 1 млн человек, исповедующих буддизм. При этом речь идет не только о представителях тех народов, для которых это традиционная религия. Я  принимаю во внимание также тех россиян, которые увлекаются восточной (буддийской) философией и считают себя буддистами, — пояснил Баатр Китинов. 

Он отметил, что большая часть россиян, которые решают принять буддизм, — это люди зрелого возраста, от 25 до 45 лет.

— Скорее всего, людей привлекает несколько моментов. Буддизм учит, что главное — это уметь контролировать свое сознание. Таким образом, человек понимает, что он сам является творцом своей жизни. Нельзя думать, что всё зависит от обстоятельств, которые никому не подвластны, — сказал он. — При этом в буддизме нет понятия судьбы как таковой. Считается, что есть закон кармы, который определяет наше нынешнее положение, наши задатки и наше окружение. Для того чтобы с окружающими были выстроены положительные отношения, нужно понимать, что это окружение, обстоятельства были заложены еще прошлым потенциалом и что всё это — не случайность. В жизни всё логично, ибо, как говорит далай-лама, там, где нет логики, там нет правды. Буддизм учит позитивно относиться к жизни, какие бы сюрпризы она не преподносила.

Как пояснил Китинов, то, что происходит с человеком в настоящий момент, — отражение его прошлой жизни. Поэтому нужно искать плюсы даже в период нестабильной экономической ситуации — чтобы использовать опыт в будущем.

По словам ведущего научного сотрудника Института комплексных социальных исследований РАН Леонтия Бызова, в религиозной приверженности россиян наблюдаются противоречивые тенденции.

— С одной стороны, опросы показывают, что больше 70% людей называют себя верующими, а атеистами — менее 7%. Еще есть часть людей, которые не имеют определенного мнения и затрудняются с ответом. С другой стороны, для большинства людей, которые считают себя «верующими», вера — это форма идентичности. То есть люди называют себя православными, потому что они выросли в православной культуре и православной стране, — я русский, следовательно, я православный. Эта форма национально-культурной идентичности, которая далеко не всегда приводит к религиозному поведению. На практике эти люди могут и не ходить в церковь, и не знать самых простых вещей, связанных с религиозной жизнью. Люди, которые действительно воцерковлены и для которых церковная жизнь является важной, составляют не более 14%, — говорит Бызов. — Как мы видим, церквей строят много, но люди в них часто не ходят. Если близко от крупных городов церкви еще реставрируют и отстраивают, то в глубинках они представляют собой руины советских времен. Поэтому, с одной стороны, нашу страну можно назвать верующей, но с другой — вера достаточно слаба.

Бызов отметил, что когда в 1990-е годы вера стала общественно одобряемым явлением, то количество верующих выросло до 70%.

— Примерно на этом уровне число верующих и остается. Кризис может служить причиной увеличения числа прихожан, однако не более чем доли процента. Дело в том, что люди в ищут в религии защиту от внешних проблем, веру в чудо. Но чаще всего речь идет о болезни близких людей, несчастных случаях, смерти, — говорит он. — Экономический кризис — вещь рукотворная, он происходит не по линии всевышних сил. И только когда люди совсем остаются без надежды на то, что ситуации нормализуется, они могут искать помощи в религии.

Татьяна Бородина, Светлана Башарова, Тарас Подрез

Источник: izvestia.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *