Не так давно, в прошлом месяце, на пиарно-политической кухне Кремля произошло событие, оставшееся мало замеченным, хотя оно и было весьма показательно в своем роде.
В Москве состолась церемония вручения федеральной премии «Офицеры России», которой, как сообщается на сайте одноименной организации, регулярно награждаются сотрудники силовых структур, работники пропагандистского аппарата, освещающие деятельность этих структур, а также деятели «культуры, искусства и спорта», внесшие значительный «вклад в пропаганду здорового образа жизни и патриотическое воспитание населения». Вместе с президентом Российской полицейской ассоциации и другими персонами, премии удостоился и председатель синодального Отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин – причем в номинации «За патриотизм».
То, что восходящая звезда идеологического аппарата Русской православной церкви (РПЦ) получила еще одну награду правительственных структур, от которых РПЦ конституционно как бы отделена, уже никого не удивляет. В Российской империи православные служители были фактически госслужащими. Так почему полпреду патриархии Чаплину не стать «офицером России»? Но вот номинация, в которой он удостоился своей награды покоробила даже меня.
Чаплин как главный пиарщик РПЦ зарекомендовал себя не только одиозными домостроевскими инициативами (например, ввести общероссийский дресс-код и заставить всех женщин носить длинные юбки), не только как популяризатор абсурднейших идей (до Петра I Россия жила лучше, чем западные страны; церковные лидеры должны жить в роскоши; в России нет концепции отделения церкви от государства), но и как активнейший сторонник внешней политики Кремля. В захвате Крымского парламента «зелеными человечками», присоединении Крыма и войне на Донбассе, унесшей тысячи человеческих жизней, он видит проявление «миротворческой миссии России».
Оруэллский тезис «Война – это мир» разделяли вместе с Чаплиным и советские лидеры. Именно поэтому в 1968 г. миротворческие танки пропахивали улицы Праги, а в 1980-е гг. миротворческий контингент воинов-интернационалистов выжигал афганские деревни. Но в плане миролюбия святому отцу удалось обскакать и Большого Брата, и даже членов политбюро. Жгя газзаватским глаголом сердца доверчивых верующих, он призывает «победить Америку и тех, кто подпевает ей» – причем сделать это в союзе с мусульманскими странами. Поскольку «подпевает Америке» полмира, включая всю Европу, всю Северную и Южную Америку (за исключением Венесуэлы и Кубы) и значительную часть азиатских и африканских государств, то протоиерей явно провоцирует Россию на Третью мировую войну. Этой человеконенавистнической и антихристианской идее он приклеил фиговый листок «богословско-этического» обоснования, заявив что «мир в России, слава Богу, долгим не будет», ибо «обществу необходимы страдания». А почему не нужен мир и почему нужна война? Да потому, что «общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни — это общество, оставленное Богом». О, как!
Есть такая любопытная юридическая книжка, которую многие работники правоохранительных органов РФ читают редко, а если и читают, то применяют ее идеи весьма избирательно. Называется она «Уголовный кодекс Российской Федерации». В книжке имеется статья за номером 354, где говорится: «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны … совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность … караются … лишением свободы на срок до пяти лет».
Войну Чаплин восхвалял, сидя у микрофона и находясь в прямом эфире. Поскольку, и он сам, и многие в высшем эшелоне российской власти считают, что в России нет концепции отделения церкви от государства, и поскольку РПЦ регулярно получает дотации из федерального бюджета, то Чаплина можно рассматривать и как «лицо, занимающее государственную должность». По справедливости, против него давно должно было быть возбуждено уголовное дело или хотя бы начато следствие. В крайнем случае, власти могли бы запросить Госпрокуратуру дать правовую оценку призывам Чаплина – тем более, что за последнее время прокуроры поднаторели в вынесении таких оценок. Но ничего этого не произошло. Как уже говорилось, правоохранительные органы пользуются упомянутой книжкой очень избирательно. Поэтому вместо уголовного преследования Чаплин удостоился награды «офицеры России», да еще в номинации «За патриотизм».
Вопреки укрепляющемуся тренду, церковь все-таки должна быть отделена от государства – и не только потому, что она дискредитирует государство, но и потому, что государство дискредитирует церковь. Государство – это политический режим, а режимы приходят и уходят, часто оставляя после себя трупы и разрушения. Солидаризироваться со всеми режимами подряд, даже если они антагонистичны друг другу, – это крайне сомнительная позиция. Но именно ее отстаивала РПЦ последние столетия. Да, многие православные священники не пошли на сделку с совестью и даже отделились от РПЦ в знак протеста, но они были в меньшинстве.
Большевики развернули невиданный по жестокости террор против РПЦ. По оценкам некоторых историков, в 20-30-е годы было расстреляно или доведено до смерти более 200 000 служителей церкви. Около полумиллиона православных священников были брошены в тюрьмы или отправлены в ссылку. К 1939 г. в СССР оставалось незакрытыми около 100 храмов из почти 60 000 действующих в 1917 г. Но это не смутило руководство РПЦ, которое заключило неписанный договор с Кремлем, дабы в обмен на лояльность вернуть хотя бы часть своих привилегий. Ради этого Московская Патриархия простила все чекистские и НКВДэшные зверства. А почему было не простить? Это же не танец в Храме Христа Спасителя.
В годы второй мировой войны многие лидеры РПЦ активно сотрудничали с германским оккупационным режимом. Наиболее ярким эпизодом этого коллаборационизма было создание и деятельность Псковской православной миссии, о чем написаны диссертации и десятки статей. Идея проекта принадлежала Альфреду Розенбергу, рейхсминистру восточных оккупированных территорий, и Дмитрию Воскресенскому (Сергию), митрополиту Виленскому и Литовскому.
Сотрудничество РПЦ с французской армией в 1812 г. – это особая история. Даже Синод констатировал, что «две трети духовенства по могилевской епархии учинили присягу на верность врагу» («Акты, документы и материалы для политической и бытовой истории 1812 г.». Под ред. К.А. Военского. т.3, СПб., 1912, с.236).
Так что РПЦ по определению – не самый надежный источник воспитания патриотических чувств, а возведение милитаристски настроенного ее служителя, который своими высказываниями компрометирует и библейские ценности, и международный кредит доверия к России, в ранг офицера-госпатриота – не самая хорошая идея. Но, видимо, власти считают иначе.
Сегодня в России принято считать, что патриотизм – это не любовь к Родине, а ненависть к другим странам. Исходя из такого подхода, Чаплин, свою награду, возможно, и заслужил. Жаль только страну, которая довела себя до столь удручающей духовной нищеты и моральной несостоятельности.
Леонид Сторч
Источник: echo.msk.ru