Вы правда всё это знаете или прочитали в интернете?

Благодаря интернету у нас может возникнуть иллюзия знания – уверенность в том, что мы знаем о чем-то, хотя в действительности этой информацией не обладаем. К счастью, подобное заблуждение излечимо, пишет в статье для сайта BBC Future психолог Том Стаффорд.

Интернет пользуется недоброй славой прибежища всезнаек.

Люди, оставляющие комментарии под опубликованными в сети статьями, известные блогеры, да даже ваши бывшие школьные друзья с аккаунтами в Facebook порой производят впечатление напыщенных умников, кичащихся глубинным пониманием того, как устроен мир (и готовыми поделиться этим сакральным знанием с любым, кто захочет их выслушать).

Как выясняется, сам по себе доступ к практически неисчерпаемому источнику информации способен внушить человеку иллюзию собственной мудрости.

По счастью, от такой излишней самоуверенности имеется лекарство.

Как интернет влияет на наше знание о собственном знании – то, что известно психологам как “метапознание”?

Когда вы привираете и осознаете это, то поступаете, конечно, не очень честно, но, по крайней мере, при этом вы не делаете ошибки в оценке собственных способностей (в нашем случае – в оценке объема и глубины собственных знаний).

А вот если вы искренне переоцениваете объем собственных знаний, то допускаете ошибку.

Исследователи полагают, что подобная иллюзия в принципе весьма распространена, а доступность интернета приводит к новым ее проявлениям.

В недавно опубликованной научной статье Мэтт Фишер из Йельского университета рассматривает определенный тип мышления, известный как трансактивная память.

Суть его заключается в том, что мы перелагаем функцию запоминания – и припоминания – на других людей и даже на неодушевленные предметы (например, книги).

Если вам когда-либо приходилось оставлять с вечера какую-нибудь вещь рядом со входной дверью, чтобы наутро не забыть захватить ее с собой, вы как раз и задействовали трансактивную память.

Побочным эффектом данного механизма является то, что мы путаем знание, приобретенное нами в процессе усваивания новой информации, со знанием, к которому у нас имеется легкий доступ благодаря интернету, или с тем знанием, которое усвоено нами весьма поверхностно.

Как указывает Фишер, нам может казаться, что мы понимаем принцип работы автомобиля, но на самом деле мы лишь знаем, какая последовательность действий водителя приводит автомобиль в движение.

Нажмите на педаль газа – машина тронется с места; но осознаете ли вы при этом, что не знаете, какие именно механические процессы задействованы в ее движении?

Фишера с коллегами интересовало, каким образом на данный психологический феномен влияет повсеместная распространенность интернета.

В своем исследовании они просили добровольцев ответить на ряд вопросов фактического характера – например, таких как “Почему существуют часовые пояса?”.

Половине участников разрешили искать ответы в сети, прежде чем отвечать, а другой половине пользоваться интернетом запретили.

После чего всем испытуемым задали еще ряд вопросов (также фактического характера – например, “Почему облачные ночи теплее безоблачных?” или “Как производится уксус?”), и попросили указать, насколько уверенно они себя чувствуют, отвечая на них.

Как и следовало ожидать, добровольцы, которым в первой части эксперимента разрешили пользоваться сетью, были гораздо более уверены в собственных ответах на вопросы из второй части.

Дальнейшие исследования подтвердили, что эти люди действительно полагали себя самих носителями данного знания.

Когда их просили отметить уровень своей уверенности в собственных ответах на шкале, проиллюстрированной якобы сканами активности их головного мозга во время эксперимента (на эту хитрость исследователи пошли, чтобы внушить испытуемым, что за правильные ответы в действительности отвечали они сами, а не сеть), те выбирали более высокий уровень, чем представители контрольной группы.

Эффект уверенности в правильности ответов сохранялся даже тогда, когда контрольной группе ответы подсказывали (в виде материалов из сети), а группе, которой было разрешено пользоваться интернетом, давали задание найти сайт, содержащий данный материал.

По всей видимости, процесс активного поиска информации в сети каким-то образом создавал у участников эксперимента иллюзию того, что найденная информация с самого начала была им известна.

Если чувство контроля над информацией вселяет в людей излишнюю уверенность в собственной эрудиции, то может ли статься, что интернет в конце концов превратит всех нас в зануд-всезнаек?

По счастью, другое исследование, также опубликованное в текущем году, дает надежду на то, что этого не произойдет.

Группа ученых под руководством Аманды Фергюсон из Торонтского университета провела эксперимент, похожий на эксперимент Фишера – с той разницей, что сначала участников просили ответить на ряд вопросов, а потом – в случае, если ответы были им неизвестны – давали им возможность найти нужную информацию в интернете.

При этом членам контрольной группы, не знавшим ответа на какой-либо вопрос, разрешали перейти к следующему.

В данном эксперименте участники с доступом к сети в принципе были менее склонны давать ответы на вопросы, чем участники из контрольной группы – вместо того, чтобы побуждать их к хвастовству собственным знанием, потенциальная возможность найти правильный ответ в интернете заставляла их вести себя сдержанно.

При более пристальном изучении поведения участников этой группы напрашивается вывод о том, что их мотивировал не страх ошибиться с ответом и быть изобличенными последующим поиском информации в сети.

По словам самих испытуемых, понимание того, что они могут найти правильный ответ в интернете, не делало их менее уверенными в своих знаниях. Тем не менее, они все равно реже этими знаниями хвастались, чем члены контрольной группы.

Таким образом, человек, осознающий, что правдивость его заявлений можно проверить, склонен высказывать суждения с большей осторожностью.

Отсюда следует вывод: если у вас есть желание и время поставить всезнайку на место, дайте ему понять, что правдивость его заявлений будет тщательнейшим образом проверена.

При этом ваш оппонент, разумеется, все равно может поискать нужную ему информацию в интернете, но на это у него уйдет время – и, возможно, он избавится от иллюзии, что сам обладает теми или иными знаниями лишь в силу того, что их можно найти в сети.

Мы все чаще задаемся вопросом, меняет ли интернет наше мышление. Как показывает исследование Фергюсон, всемирная сеть усиливает уже имеющиеся у нас представления о доступных нам знаниях.

Интернет может привести к излишней самоуверенности, заставляя нас путать собственные знания с информацией, доступной в сети. Но он же может стать причиной неуверенности, вызывая у нас опасение, что кто-то может проверить точность наших заявлений при помощи той же сети.

Склонность к переоценке собственных знаний, к использованию информации в свободном доступе в качестве суррогата собственного знания и – с другой стороны – беспокойство по поводу того, что нас могут вывести на чистую воду, – все эти черты в разной степени свойственны образу мышления того или иного индивида.

Интернет просто встраивается в эту сложную когнитивную систему, приводя к новым проявлениям мыслительных процессов.

Том Стаффорд

Источник: bbc.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *