В России вступил в силу закон, обязывающий иностранные компании хранить данные о российских пользователях на территории России. Это означает, что зарубежным компаниям придется переносить всю информацию, связанную с российскими пользователями. 

Согласно исследованию, проведенному Европейским центром по международной политической экономии, результаты которого приводит РБК, необходимость локализовать персональные данные в России приведет к снижению производительности компаний, работающих на этом рынке. Потери российской экономики составят 286 миллиардов рублей (5,7 миллиарда долларов), что соответствует 0,27 процента валового внутреннего продукта (ВВП).

Половина ВВП России приходится на деятельность компаний, которые используют большое количество данных, подчеркивают авторы исследования. Для иностранных компаний слишком дорого хранить личную информацию клиентов в каждой стране, где они работают, поэтому новый закон повлечет за собой непредсказуемые последствия для российской экономики, ее способности привлекать инвестиции и создавать новые рабочие места. Авторы проекта замечают, что Бразилия отказалась от подобного закона как раз из-за опасения навредить собственной экономике.

В период между принятием закона и его вступлением в силу были сделаны уточнения в его формулировке. В частности, Минкомсвязи формально освободило от его исполнения иностранные системы бронирования авиабилетов. Как разъяснило ведомство, эти системы являются агентами авиакомпаний, которые обеспечивают передачу персональных данных пассажиров в автоматизированные централизованные базы в соответствии с законами о транспортной безопасности и о персональных данных. Это, однако, не устраивает ФСБ. Как рассказал “Коммерсанту” федеральный чиновник, спецслужбы настаивают на хранении иностранными компаниями данных о гражданах России в стране.

Несколько дней назад “Российская газета” сообщила о создании российской системы бронирования, которая будет прямым конкурентом зарубежных. “Сегодня бронирование авиабилетов происходит в основном через зарубежные компании, которые формируют соответствующие базы с персональными данными российских граждан. Данная ситуация неприемлема с точки зрения современного российского законодательства. Не способствует она и обеспечению национальной безопасности. Поэтому принято решение о разработке национальной системы бронирования авиабилетов, – сказал руководитель Ростуризма Олег Сафонов. Проект российской системы бронирования ранее ставился под сомнение из-за необходимости конкурировать с иностранными игроками рынка.

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, как и несколько месяцев назад, настроен очень скептически по отношению к закону и прогнозирует его избирательное применение – как по политическим, так и по экономическим соображениям.

​–​ Несколько месяцев назад вы говорили, что закон о персональных данных –​ это для властей один из способов решения каких-то политических задач, но в результате Россия получит самый серьезный удар по правам потребителей за последние 20 лет. Вы остаетесь при этом мнении?

– Действительно, закон о защите персональных данных ставит под угрозу достаточно массовые сервисы. В том числе – бронирование гостиниц, авиабилетов, интернет-торговля, социальные сети. Поэтому, да, возможно, конкуренты будут использовать это законодательство и стимулировать надзорные органы проводить проверки. И я боюсь, что как раз российские компании, заинтересованные в своей доле рынка, будут предпринимать шаги против тех компаний, которые закон будут не торопиться исполнять.

–​ То есть вы считаете, что этот закон будет выгоден именно российским компаниям? А иностранные могут им воспользоваться?

– Мы видим примеры, когда именно те компании, которые работают на российском рынке, инициируют шаги против конкурентов. И это могут быть не только компании с российской юрисдикций, но и с иностранной юрисдикцией, имеющие бизнес в России. И они могут использовать этот закон и инициировать соответствующие разбирательства, расследования. В частности запрет на ввоз безлактозного сыра, который с июля невозможно уже завозить в Россию, был введен в результате лоббирования отраслевой ассоциации “Молоко”, членами которой являются, в том числе, и иностранные молочные компании. Все это здесь тоже может быть.

–​ Эксперты, которые комментировали этот закон, говорили, что время между принятием закона и его вступлением в силу будет использоваться для некой торговли между заинтересованными компаниями и российскими властями. Довольно непонятная была ситуация, скажем, с социальной сетью Фейсбук, про которую говорилось, что она то отказывается переносить персональные данные в Россию, потом это опровергалось… Вы можете оценить поведение компаний в период после принятия и перед вступлением закона в силу?

– Очевидно, что бизнес использовал возможность минимизации своих затрат. Насколько мне понятно, Минкомсвязи пыталось найти какие-то решения, которые продлевают этот процесс переноса. И разъяснения, которые давались, упростили для некоторых компаний необходимые действия. Шли разговоры о том, что достаточно передачи этих данных, например, в формате Exel-файлов. Соответственно, никто не говорит о том, что это должно быть доступно надзорным органам он-лайн. Поэтому торг, видимо, идет и сейчас, и он был. Но в любом случае, мне кажется, что избирательность в применении закона, будет чрезвычайно неприятна даже тем, что будут какие-то компромиссы для тех, кто решил согласиться с требованиями законодательства.

–​ Вы также говорили, что власти недооценивают то, что в целом ряде компаний существуют процедуры формального следования закону. За это время, за этот период российские власти как-то переосмыслили ситуацию?

– Мне кажется, что пока переосмысления этого не было, учитывая, что рынок получил сигнал, что применение законодательства в первое время будет очень избирательным. И все надеялись на то, что их пронесет, их никто не проверит. А некоторые компании локализовали информацию в России. Но большинство, мне кажется, все-таки считают, что они счастливчики и избегут претензий со стороны государства. Посмотрим, как будет на самом деле. Правовое поле для того, чтобы нарушители появлялись, и их деятельность пресекалась, создано. Другое дело, что возможности надзорных органов не безграничны. Видимо, можно ждать, что первые преследования начнутся по соображениям старых конфликтов, которые длились, когда те или иные компании отказывались раскрывать персональную информацию. Видимо, с них начнут проверять. А потом посмотрим, что будет дальше. Насколько будут включены механизмы конкуренции и вовлечения в эту историю бизнес-интересов операторов серверов, которые тоже заинтересованы в том, чтобы загрузить свои мощности, насколько эти компании будут информировать и помогать надзорным органам ускорить процесс. Но все это будет в России, потому что есть силы, которые, помимо силового блока, заинтересованы в том, чтобы это стало явью.

Андрей Шароградский

Источник: svoboda.org

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *