Недовольство бизнеса
Главы четырех деловых объединений — РСПП (Александр Шохин), «Деловой России» (Алексей Репик), «Опоры России» (Александр Калинин) и Торгово-промышленной палаты (Сергей Катырин) — написали на имя премьер-министра Дмитрия Медведева письмо (есть в распоряжении РБК) с критикой инициативы группы депутатов во главе с председателем думского комитета по безопасности Ирины Яровой и первым зампредом комитета по земельным отношениям Мартином Шаккумом. Речь идет о внесенном в Госдуму в начале июня законопроекте, который предполагает внесение изменений в закон «О контрактной системе» и ст. 39-6 Земельного кодекса.
Эти поправки вносят изменения в законодательство о госзакупках. Депутаты предлагают закрепить механизм так называемых офсетных сделок (контрактов со встречными инвестиционными обязательствами) на уровне регионов. Этот вид контракта предполагает, что поставщик инвестирует в реконструкцию и переоснащение производств, а государство в ответ приобретает часть произведенных товаров, работ и услуг за счет бюджета, объясняет общественный омбудсмен по закупкам Сергей Габестро. Сейчас такие сделки можно заключать только на федеральном уровне, указывают авторы проекта в пояснительной записке.
Срок офсетного контракта варьируется от трех до десяти лет, при этом можно будет индексировать цену, пересматривать количество товаров, объем работ в обход запретов на подобные изменения, установленные сейчас законом о контрактной системе. Авторы проекта объясняют это долгосрочностью офсетного контракта, в котором, в частности, необходимо учитывать инфляцию.
Законопроект Яровой сейчас ожидает отзыва правительства, и авторы письма просят премьера не поддерживать законопроект. Он содержит положения, ограничивающие конкуренцию и «существенно повышающие риски ненадлежащего исполнения обязательств инвестора перед заказчиком», утверждают бизнес-лоббисты. Предприниматели также увидели в идеях депутатов коррупционные риски, поскольку «процесс обеспечения обязательств фактически либерализуется настолько, что в ряде случаев предлагается оказаться от этого института полностью», пишут они премьеру. Офсетные сделки подразумевают непрозрачный механизм изменения цены контракта с поставщиком, что неизбежно повлечет нагрузку не только на бюджеты, но и в конечном счете на граждан, подчеркивают авторы документа.
«Опора России» была одной из первых, кто обратил внимание на законопроект и обсудил его с другими бизнес-объединениями, рассказывает Калинин. По его словам, претензия бизнеса относится «конкретно к положениям законопроекта, в которых законодатель явно просмотрел возможности для злоупотребления». Алексей Репик подтверждает, что с идеей письма изначально выступила «Опора России», но «Деловая Россия» обращала внимание на возможные проблемы при принятии этого закона.
Яровая не ответила на вопрос РБК, представитель Шаккума посоветовал обратиться к нему напрямую, сам Шаккум трубку не взял. В пресс-службе правительства РБК сказали, что «не комментируют служебную переписку».
Недовольство в Госдуме
Секретарь Общественной палаты, сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов сообщил РБК, что знает об этом обращении и поддерживает его авторов. Поправки были подготовлены без консультаций с деловым сообществом, подчеркивает он. «А мы пообщались с представителями бизнеса — они против законопроекта», — подчеркнул он.
Яровая перестала согласовывать свои действия с руководством фракции и ею недовольны, говорит собеседник РБК в «Единой России».
В последнее время Яровая неоднократно оказывалась в центре критики провластных структур и СМИ. В апреле близкий к Кремлю фонд ИСЭПИ резко понизил позиции Яровой в своем регулярном рейтинге перспективных публичных политиков. Она оказалась на 16-м месте в категории под названием «на подъеме», хотя еще в феврале занимала четвертое место в категории «лидеры». «Несколько предложений Яровой неоднозначно встречены гражданским обществом», — утверждали авторы исследования.
Прокремлевские эксперты выделяли ее попытку поставить вопрос о возврате «нулевого промилле»: эта инициатива, по их мнению, способна обострить отношения депутатов с сообществом автолюбителей. В тот же ряд экспертами поставлены инициативы об уголовной ответственности за пропаганду наркотиков через интернет, которые не были разъяснены обществу. В сентябре тот же фонд ИСЭПИ понизил позиции Яровой в другом рейтинге — законотворцев. В январе депутат возглавляла рейтинг, теперь же она опустилась на пятую строчку.
В июле в газете «Известия» вышла заметка о том, что в преддверии выборов партия будет заботиться о своей репутации и дистанцироваться от одиозных идей своих депутатов. В качестве примера приводился законопроект Яровой, который разрешал полицейским открывать огонь по женщинам. Источник РБК, близкий к Кремлю, подтвердил РБК, что идея вызвала недовольство в руководстве страны. «Это дикая инициатива. Такие идеи играют на понижение рейтинга партии», — сказал он.
В начале августа в «Известиях» вышла новая заметка, посвященная Яровой. В ней утверждалось, что в Госдуме следующего созыва комитет по безопасности вместо Яровой может возглавить нынешний прокурор Крыма Наталья Поклонская. Собеседник РБК в руководстве «Единой России» утверждает, что вопрос о руководстве комитетом в следующей Думе еще не может быть решен, но у Поклонской высокие шансы перейти в нижнюю палату.
«В целом совершенно очевидно, что есть недовольство действиями Яровой, — рассуждает собеседник в «Единой России». — Это недовольство связано скорее не с конкретными инициативами, а с тем, что Яровая в своих законопроектах, заявлениях и действиях выходит за пределы своей компетенции и полномочий». В качестве примера он приводит ее идеи о едином учебнике по русскому языку и литературе. «Тема образования не имеет к Яровой никакого отношения. Неясно, зачем она пытается этим заниматься. Отсюда возникает желание послать ей сигналы о том, что так делать не надо», — предполагает собеседник РБК.
Калинин и Репик подчеркивают, что каких-либо претензий конкретно к Яровой у бизнес-организаций нет — только к законопроекту.
Не идут
В думской базе Яровая значится соавтором 102 законодательных инициатив, большинство из которых (69) одобрены палатой и подписаны президентом. Самостоятельных актов она не вносила. 19 законопроектов, внесенных с участием Яровой, отклонены, отозваны авторами или возвращены им советом Думы. Судьба третьей части (33) инициатив не решена палатой — три из них приняты Думой в первом чтении и готовятся ко второму.
В 2015 году Яровая выступила основным автором поправок в закон о торговле, ужесточающих правила работы крупных торговых сетей. Этот документ принят Думой в первом чтении вопреки позиции правительства, но второе чтение отложено на осень — идет дискуссия между депутатами, чиновниками и представителями торговой отрасли, говорил РБК собеседник в профильном комитете Госдумы по экономполитике. Категорически против этих поправок в начале сентября выступило Минэкономразвития. По данным источника в РБК в финансово-экономическом блоке правительства, заключение министерства станет основанием для серии согласительных совещаний Минэкономразвития и Минпромторга и может привести либо к полному пересмотру, либо к отзыву законопроекта из Госдумы.
В 2015 году сразу несколько законопроектов, внесенных Яровой, зависли в Думе. В частности, законопроект, обязывающий правительство отчитываться перед Думой о ситуации в науке и образовании, еще не рассмотрен Думой. На рассмотрении остается внесенный в мае законопроект о введении единых образовательных стандартов для школ, указывает собеседник в окружении депутата. Инициативы по профилю своего комитета — о борьбе с коррупцией — Яровая с соавторами вносила в марте 2015 года, но обе пока не рассмотрены Думой. В июне 2015 года Яровая отозвала законопроект о единых учебниках истории, русского языка и литературы: его текст ранее просил изменить профильный комитет по образованию.
Источник: rbc.ru