Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков предложил обязать депутатов при написании законопроектов и поправок в рассматриваемые законодательные инициативы готовить специальную экспертизу возможных последствий их предложений. В четверг он обратился к аналитическому управлению нижней палаты и экспертному сообществу с предложением разработать «систему критериев оценки законопроектов, которая включала бы в себя анализ социальных, экономических, политических, демографических и других важных последствий» принятия законопроектов. Результат экспертизы затем может быть отражен в пояснительных записках к законопроектам, следовало из пояснений Жукова.
Материалы, содержащие экспертную оценку вносимых в Думу законопроектов, не включены в число обязательных документов, а пояснительные записки к инициативам зачастую формальны и не позволяют даже депутатам понять суть и возможные последствия принятия закона, заявил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков на заседании Совета по нормотворчеству при председателе Думы в четверг.
Сейчас процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) обязательно проходят правительственные законопроекты, но Дума недавно впервые направила на эту процедуру депутатский законопроект, напомнил Жуков. Речь идет о принятых палатой в первом чтении поправках в закон о торговле группы парламентариев во главе с председателем комитета по безопасности Ириной Яровой. Документ получил отрицательное заключение Минэкономразвития, и оно будет иметь серьезное значение для дальнейшей работы над законопроектом, сказал ранее РБК председатель комитета палаты по экономполитике Анатолий Аксаков. Практику направления на ОРВ депутатских законопроектов, касающихся, в частности, предпринимательства, нужно активно применять, призвал Жуков.
Часто бывает и так, что депутатские поправки меняют основные положения правительственных законопроектов — они тоже требуют процедуры ОРВ, считает Жуков.
Заинтересованные ведомства нередко пытаются серьезно изменить правительственные законопроекты с помощью депутатов, согласных вносить поправки к проектам от своего имени; одна из причин этого — в том, что в отличие от ведомственных депутатские поправки не должны проходить процедуру ОРВ, поясняли ранее РБК несколько собеседников в Госдуме. Против такой практики не раз выступало руководство Думы, правительство также обращалось к ведомствам с просьбой соблюдать установленную процедуру, говорил один из источников РБК.
Некоторые комитеты палаты отказываются принимать ведомственные поправки к проектам под видом депутатских. В частности, комитет палаты по информационной политике минувшей весной не принял от депутатов поправки Минкомсвязи к правительственному законопроекту о почтовой связи (касается статуса «Почты России»), сообщали источники РБК в палате. Руководитель комитета Леонид Левин в завершение весенней сессии Думы заявил о намерении ждать документа из правительства. Председатель комитета Думы по экономполитике Анатолий Аксаков говорил РБК, что просил правительство выработать единую позицию и прислать в Думу свои поправки еще к одному резонансному законопроекту — о регулировании туристской деятельности. Из замечаний депутата следовало, что его комитет также не хочет рассматривать поправки заинтересованных ведомств, внесенные депутатами.
Источник: rbc.ru