Не попал на отдых
О возбуждении уголовного дела против 19 членов преступного сообщества, которым, по версии правоохранителей, руководили губернатор Коми Вячеслав Гайзер, его заместитель Алексей Чернов, бывший советник главы Коми Александр Зарубин и предприниматель Валерий Веселов, Следственный комитет России сообщил в субботу днем, дело возбуждено в пятницу.
Гайзер в это время находился в Москве, откуда собирался вылететь на отдых за рубеж. Его задержали и доставили в Коми, чтобы в его присутствии провести обыск в кабинете. Следователи обнаружили сейф с деньгами, коллекцию дорогих часов (стоимостью около $1 млн), документы на несколько офшорных компаний и проекты приобретения самолетов Bombardier и Hawker.
Уже в воскресенье Гайзер был арестован в Москве. Он сотрудничает со следствием, заявил его адвокат. Другой арестованный, бывший сенатор от Коми Евгений Самойлов, уже признал вину и дает показания на Гайзера, сообщил следователь в воскресенье на заседании суда, где рассматривался вопрос об аресте подозреваемых.
Банда чиновников
По версии следствия, преступная группа действовала с 2006 года. Ее целью было завладение государственным имуществом. Уголовное дело возбуждено по статьям «Преступное сообщество» и «Мошенничество».
Преступное сообщество отличалось масштабностью деятельности — межрегиональным и международным характером преступных действий, иерархическим построением, сплоченностью и тесной взаимосвязью руководителей и участников, строгой подчиненностью нижестоящих участников вышестоящим, отработанной системой конспирации и защиты от правоохранительных органов, сообщил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
«Преступное сообщество можно сравнить с большой холдинговой компанией: там есть структурные подразделения, руководители и подчиненные, и обязательно его деятельность направлена на получение прибыли», — рассказывает РБК адвокат Эдуард Исецкий, представляет интересы генерала Дениса Сугробова. Но на практике, признает защитник, следствие часто вменяет эту статью (210-ю УК) по тем делам, где признаков ОПГ и близко нет. «Это делается для того, чтобы утяжелить обвинение и получить санкцию на арест», — рассказывает Исецкий.
Адвокат Владимир Жеребенков отмечает, что для квалификации действий обвиняемых по этой статье следствию нужно доказать, что в группе было распределение ролей, касса и четкая структура.
По данным источника РБК, знакомого с ходом расследования, первый эпизод мошенничества, который вменяется фигурантам дела, касается хищения 50% акций гостиницы «Авалон» в городе Сыктывкар. Второй эпизод — вывод акций ОАО «Птицефабрика Зеленецкая». По данным собеседника агентства, участники преступной группы обменяли ее активы на акции неликвидных компаний и впоследствии недоплатили в бюджет республики более 900 млн руб., которые следовало заплатить в качестве дивидендов.
Собеседник РБК отмечает, что в материалах следствия имеются и другие сведения о хищении акций прибыльных предприятий. Он не исключает, что объем обвинения впоследствии может быть и увеличен.
Фигуранты дела
48-летний Гайзер на госслужбу пришел в начале 2000-х из банковского сектора. К 2006 году, когда, по версии следствия, была создана ОПГ, Гайзер в должности республиканского министра заведовал финансами. На пост губернатора был предложен тогдашним президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году. В 2014 году президент Владимир Путин назначил Гайзера врио губернатора. На выборах он получил 78,97% голосов.
Еще трое фигурантов дела об ОПГ в 2002–2010 годах, как и Гайзер, работали в команде прежнего главы региона Владимира Торлопова. В тот период должность советника губернатора занимал Александр Зарубин. Арестованный заместитель Гайзера Алексей Чернов также в 2002 году был советником бывшего губернатора, а к 2006 году занял пост вице-губернатора. Зампред республиканского правительства Константин Ромаданов с 2004 года возглавлял службу по тарифам, а с 2009 года занял должность заместителя Торлопова.
Заместитель главы Республики Коми Алексей Чернов перед ознакомлением с делом об организации преступного сообщества и мошенничестве, в Басманном суде
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Их подельник, спикер Госсовета республики Игорь Ковзель пришел в политику из коммерческих структур (с 2007 года возглавлял совет директоров ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат»). В 2011 году уже при Гайзере был избран в Госсовет и стал его спикером.
Бывший сенатор от Коми Евгений Самойлов — выходец из Санкт-Петербурга: отвечал в начале 2002 и по 2005 год за финансы в ОАО «Холдинговая компания «Ленинец». В 2007 году избрался в Госдуму по федеральному списку кандидатов «Единой России» и вошел в состав думского комитета по бюджету и налогам. Отработав в нижней палате один созыв, в 2011 году перешел в Совет Федерации от Госсовета Коми.
В «Ленинце» дослужился до поста заместителя гендиректора. Компанию возглавлял Анатолий Турчак — отец нынешнего губернатора Псковской области Андрея Турчака. «Самойлов и Турчак-младший хорошо знакомы», — утверждает собеседник РБК, близкий к руководству одного из северо-западных регионов России. Связаны ли дела против Гайзера и в отношении охранников одного из связанных «Ленинцем» предприятий, обвиняемых в покушении на журналиста Олега Кашина, он не знает, но предполагает, что только этим можно объяснить заявление СКР о «межрегиональном характере» преступной группы из Коми.
Собеседник РБК, близкий к Кремлю, утверждает, что дела между собой никак не связаны.
Путин в курсе
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Владимиру Путину известно о задержании губернатора. По его словам, пока указа о назначении врио главы региона нет, но, по всей видимости, можно ожидать, что на «днях ситуация как-то разрешится».
Два собеседника РБК, близких к руководству кремлевской администрации, говорят, что врио главы региона будет человеком «вне нынешней элиты Коми». Гайзер же может быть уволен с формулировкой «в связи с утратой доверия». То же самое произошло в этом году на Сахалине — после ареста Александра Хорошавина в регион был переброшен глава Амурской области Олег Кожемяко. Правда, он ждал назначения в течение нескольких недель — до этого обязанности главы региона исполнял один из замов Хорошавина. Сейчас такого длительного ожидания не будет, уверяет собеседник РБК.
В «Единой России» уже заявили о приостановке членства Гайзера в партии. Сейчас он входит в высший совет единороссов.
Предприниматель Валерий Веселов (справа) перед рассмотрением ходатайства следствия об аресте по делу об организации преступного сообщества и мошенничестве в Басманном суде
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Еще год назад, когда у Гайзера истек первый срок полномочий, Путин доверил ему исполнять обязанности главы региона. Естественно, все доводы «за» и «против» тогда взвешивались, вспоминает один из участвовавших в принятии решения о переназначении Гайзера федеральных чиновников. «Конечно, жалобы нам на него приходили, но в основном от обиженных людей. Они говорили, что он связан с бандитами, но никаких доказательств не предъявляли. В целом же Гайзер тогда казался таким крепким «середнячком». Такие люди обычно достаточно быстро проходят все формальные процедуры для переназначения», — рассказывает чиновник.
Еще в сентябре этого года Гайзер возглавлял список «Единой России» на выборах в заксобрание. Партия получила 26 из 30 мест в Госсовете. «Причем Гайзер спокойно вел кампанию, проводил туда своих людей, и никто не пытался ему мешать», — рассказывает собеседник, близкий к «Единой России».
Влияние бизнеса
В регионе традиционно сильны позиции крупных компаний — там представлены «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Северсталь», «Ренова». Один из подозреваемых Александр Зарубин был гендиректором «Реновы», но затем отошел от компании и стал активно самостоятельно заниматься бизнесом в регионе, рассказывают три собеседника РБК, близких к Кремлю и подтверждает собеседник в регионе. По словам последнего, Зарубин стал «местным олигархом» с претензией на то, чтобы контролировать регион.
По словам собеседников, именно оппонирующие Зарубину крупные компании в 2009 году сыграли роль в отставке предыдущего губернатора Владимира Торлопова. Однако тот сумел поучаствовать в выборе нового губернатора — Гайзера. В последнее время деятельностью Гайзера и Зарубина были недовольны многие крупные компании, утверждают собеседники РБК.
Проблемы с правоохранителями у местных властей возникли давно, говорит собеседник, близкий к Кремлю. Были арестованы мэры Воркуты, Печоры, Ухты и Сыктывкара. «Когда же добрались до Гайзера — защитить его было просто некому», — говорит собеседник.
По мнению политолога Константина Калачева, второй за год арест губернатора экономически успешного региона — это сигнал руководителям других ресурсных областей о том, что в условиях экономической нестабильности борьба с коррупцией сосредоточится именно вокруг вверенных им территорий. Эксперт пояснил, что скудная информация о деле Гайзера не позволяет пока делать более точные выводы и судить, кто является основным бенефициаром в уголовном преследовании руководства Коми.
Выбор руководства Коми в качестве мишени для атаки был неожиданным для политической элиты — и местной, и федеральной, считает политолог Михаил Виноградов. Политических поводов для вмешательства не просматривалось: нареканий по управляемости в Коми было заметно меньше, чем на Сахалине. Видимо, ФСБ и СКР, активизируясь таким образом, создают свою систему сдержек и противовесов, предполагает эксперт.
Источник: rbc.ru