Во вторник президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о возможном прекращении мирных переговоров с курдами. Они были частью перемирия между сторонами, которое действовало с 2013 года.
«Мы не можем продолжать процесс мирного урегулирования с людьми, которые угрожают нашему национальному единству и общности», — заявил Эрдоган. «У Турции есть силы привлечь к ответственности террористов и так называемых политиков, на руках которых кровь мучеников. Отступление невозможно», — добавил президент. Он также пригрозил лишить иммунитета курдских парламентариев, если они будут поддерживать боевиков.
Позже слова Эрдогана были частично дезавуированы членом исполкома правящей в Турции Партии справедливости и развития (AKP) Мажаром Багли. По его словам, глава государства «лишь выразил народные эмоции, а в будущем переговоры могут возобновиться».
Но 25 июля о провале перемирия заявила и Рабочая партия Курдистана — запрещенная в Турции курдская политическая организация. Причиной стали совершенные за день до этого авиаудары по курдам на территории Северного Ирака. Одновременно с ударами по позициям курдов турецкие военно-воздушные силы впервые атаковали группировку «Исламское государство» (ИГИЛ) в Сирии.
Ранее представители курдов и западные СМИ неоднократно высказывали подозрения, что Анкара намеренно не начинает военные действия против «Исламского государства» в надежде, что оно обескровит курдов. Турецкое правительство эти обвинения отвергало.
Цепная реакция
20 июля смертник взорвал себя в городе Суруч на юге Турции. В результате нападения на культурный центр в этом городе погибли по меньшей мере 35 человек. Сразу после теракта турецкие власти заявили, что смертник, скорее всего, был связан с ИГИЛ. В Суруче, который расположен недалеко от сирийской границы, проживает много курдов.
Теракт в Суруче привел к новому витку противостояния Анкары и курдов. В то время как турецкие правоохранительные органы сконцентрировались на выяснении того, причастен ли смертник к ИГИЛ, часть турецкого общества и курдское меньшинство обвинили Анкару в недостаточно активном противостоянии ИГИЛ.
Два дня спустя после теракта в Суруче боевики Рабочей партии Курдистана убили двух турецких военнослужащих. РПК заявила, что это было «актом возмездия за сотрудничество этих военнослужащих с ИГИЛ». 24 июля убийства повторились. Турция ответила авиаударами по курдским позициям в Северном Ираке.
В субботу РПК объявила о том, что считает перемирие с Турцией «бессмысленным».
Курдский фронт Эрдогана
Главной целью ударов турецкой армии станет не ИГИЛ, а курды, считает эксперт по Ближнему Востоку Дэвид Романо из Университета Миссури. «ИГИЛ и Рабочая партия Курдистана — для нас они одинаково враги», — цитирует The Wall Street Journal чиновника турецкого правительства, пожелавшего остаться анонимным.
В воскресенье США назвали Рабочую партию Курдистана террористической организацией. Но «между авиаударами по Рабочей партии Курдистана и интенсификацией американо-турецкого сотрудничества по борьбе с ИГИЛ нет никакой связи», — написал в Twitter заместитель специального представителя президента США в антиигиловской коалиции Бретт Макгарк. 24 июля стало известно, что Турция разрешила использовать авиабазу в городе Инкирлик поблизости от Сирии для военных и гражданских самолетов сил коалиции.
Два дня спустя Анкара запросила консультации с представителями НАТО. Для этого Турция сослалась на ст.4 устава Североатлантического альянса. Она разрешает стране-участнице альянса провести срочные переговоры с другими членами НАТО, если существует угроза ее территориальной целостности, независимости или безопасности. В истории НАТО это пятый случай, когда используется этот пункт.
По итогам прошедших во вторник переговоров альянс выразил Турции поддержку в ее противостоянии терроризму. При этом ИГИЛ и курды в тексте финального заявления не упомянуты. Великобритания, ФРГ и Франция лишь неофициально призвали Анкару не отказываться от мирного процесса с курдами.
«Эта встреча была скорее символическим мероприятием или попыткой страны сделать эту проблему международной», — заявил WSJ специалист IHS по Турции консалтинговой компании «Эге» Сечкин.
Одновременно турецкие власти обострили и внутреннее противостояние с курдами. За период с 24 по 26 июля по всей стране были задержаны свыше 800 человек. По официальной версии, их подозревают в поддержке или членстве в запрещенных организациях, включая ИГИЛ и РПК, а также менее крупных политические объединения левого толка, но большинство задержанных были курдскими активистами.
Политическое объяснение
Обострение турецко-курдского конфликта происходит на фоне политического кризиса в Турции. После парламентских выборов 7 июня в стране так и не было сформировано правительство. На выборах прокурдская Народно-демократическая партия (HDP) получила 13%, став первой прокурдской партией, попавшей в законодательный орган. Ее успех контрастирует с относительной неудачей бывшей партии турецкого президента AKP, которая в случае победы собиралась превратить Турцию из парламентской республики в президентскую. За нее проголосовал 41%. Это больше, чем у других политических сил, но недостаточно для формирования правительства, которое пока так и не создано.
Если партиям так и не удастся договориться, то новые выборы в парламент могут состояться в Турции уже в ноябре.
Иракское предательство
Положение Рабочей партии Курдистана осложняется отсутствием поддержки со стороны иракских курдов. 26 июля глава правительства курдского автономного района Масуд Барзани выступил с поддержкой действий Турции. «Рабочая партия Курдистана не использовала все возможности для мирного процесса из-за своей гордыни», — говорится в заявлении Барзани. Правительство иракского Курдистана также отмежевалось от вмешательства во внутритурецкие проблемы.
Позиция иракских курдов объясняется нежеланием ссориться с Турцией, когда последняя стала предпринимать активные действия по борьбе с ИГИЛ. Кроме того, на иракских курдов могли повлиять США. Еще в августе прошлого года они начали снабжать иракских курдов вооружением, поддерживая их борьбу против исламистов.
ИГИЛ-победитель
Помощь Рабочей партии Курдистана могла бы прийти со стороны сирийских курдов. Партия демократического единства, объединяющая курдов в Сирии, поддерживает тесные связи с курдами в Турции. Но сирийские курды уже воюют на два фронта — с президентом Башаром Асадом и «Исламским государством». В этих условиях их возможности крайне ограничены.
Правда, в будущем у них может появится весомый довод в пользу сотрудничества с турецкими соотечественниками. Анкара намерена создать на севере Сирии, где проживает много курдов, «зоны безопасности» и бесполетные территории. Они могут быть использованы сирийскими беженцами, которые сейчас прибывают в Турцию. Эти планы идут вразрез со стремлением курдов создать на этих территориях если не суверенное государство, то по крайней мере широкую автономию по образцу иракского Курдистана.
Действия Турции против курдов под предлогом противостояния терроризму пока лишь мешают борьбе против «Исламского государства», полагает глава ближневосточных исследований Университета Сан-Франциско Стивен Зюнс.
«Рабочая партия Курдистана и ее курдские союзники в Сирии были одними из наиболее эффективных борцов с ИГИЛ», — заявил он. По его словам, вооруженное противостояние Турции, которая заручилась поддержкой США, с курдами, которые также получают американскую помощь, лишь усложняет и без того запутанную ситуацию в этом регионе.
Источник: rbc.ru