Президент РЖД Владимир Якунин, назначенный калининградской избирательной комиссией кандидатом на пост сенатора от Калининградской области, может не подойти под критерии для этого поста, определенные законом «О статусе члена Совета Федерации».
О том, что Якунин стал кандидатом в члены Совета Федерации от исполнительной власти региона сообщил сегодня калининградский областной избирком. Кандидатуру Якунина в предвыборную «тройку» кандидатов в сенаторы внес и.о. губернатора Николай Цуканов. Как поясняли источники РБК, принципиальное решение о переходе Якунина в Совет Федерации принято, но сроки этого назначения еще не определены.
По закону кандидатом в сенаторы может стать только гражданин, «обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет». Исключения сделаны для тех, кто является членом парламента, работал в правоохранительных органах, на дипслужбе в ранге посла, или чиновником в регионе.
Якунин в постоянном пребывании на территории Калининградской области ранее замечен не был. Представитель калининградского областного избиркома пояснил РБК, что право считаться кандидатом в сенаторы Якунину дает тот пункт закона, который описывает, что «ценз оседлости» не касается тех, кто имеет опыт государственной или дипломатической службы.
Занимающий свой пост более десяти лет президент РЖД сейчас не является государственным служащим, пояснил РБК эксперт по госслужбе Павел Кудюкин: «Он руководитель коммерческой организации, ОАО, принадлежащей государстве. Ее глава никакого отношения к госслужбе не имеет». Якунин руководит «организацией, созданной для исполнения задач, поставленных правительством России», уточняет его статус директор директор Transparency International (Россия) Антон Поминов. Ранее свой статус, отличный от статуса чиновника, подчеркивал и сам Якунин: «Моя деятельность не подпадает под Положение о госслужбе», — писал он в своем блоге, объясняя, почему не собирается публиковать сведения о собственных доходах.
Как Якунин смог стать кандидатом в сенаторы
Владимир Якунин не подходит под критерии закона «О порядке формирования Совета Федерации». Согласно этому закону, кандидатом в сенаторы может стать гражданин, «обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет». Пятилетний «ценз оседлости» не касается тех, кто служил в правоохранительных органах, имеет ранг чрезвычайного и полномочного посла, либо в течение пяти лет до выдвижения кандидатом работал региональным чиновником.
Как пояснили РБК в Калининградском областном избиркоме, право быть кандидатом в сенаторы без опыта проживания в регионе Якунину дает опыт государственной службы. Какой именно службы — в избиркоме не уточнили. Нынешняя должность Якунина госслужбой не является. Ранее он работал начальником Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента и заместителем министра транспорта, но обе эти должности являются федеральными, а не региональными.
Исключение по «цензу оседлости» есть и для тех, кто проходил дипломатическую службу и имеет ранг чрезвычайного и полномочного посла. Якунин действительно был на дипломатической службе в Постпредстве СССР при ООН, но имеет ли он ранг посла, неизвестно. Глава комитета Совета Федерации по регламенту Вадим Тюльпанов предположил в разговоре с РБК, что ранее Якунину был присвоен ранг посла, но закрытым указом, и теперь Якунин может стать сенатором как бывший дипломатический работник.
Якунин работал на госслужбе ранее: с 1997 по 2000 годы в должности начальника Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента (ГКУ). В начале 2000-х он служил заместителем министра транспорта и путей сообщения. Однако и эти должности не попадают под закон, снимающий обязательство «ценза оседлости» для потенциальных сенаторов: в законе сказано, что ограничения не касаются лишь тех, кто замещает или замещал госдолжности «соответствующего субъекта Российской Федерации»: Якунин проходил госслужбу на федеральном уровне, отметил председатель комитета Совета Федерации по регламенту, сенатор Вадим Тюльпанов.
Президент РЖД может пойти в Совет Федерации как обладатель ранга Чрезвычайного и полномочного посла, предположил в беседе с РБК Тюльпанов. Якунин в 1985-1991 служил секретарем постпредства России при ООН, но о том, получил ли он ранг посла, нигде не сообщалось. По предположению Тюльпанова, он мог получить ранг чрезвычайного и полномочного посла закрытым указом. Представитель Якунина его диломатический ранг не прокомментировал. «Спросите у калининградского губернатора, по каким критерием он отбирал сенатора», — заявил представитель главы РЖД. «Избирательная комиссия, когда принимала документы, сочла, что Якунин может быть выдвинут в сенаторы. Я думаю, что они сверились с законом», — сказал РБК Цуканов.
Что Владимир Якунин сделал в РЖД
2007 год. Ребрендинг РЖД
Первым логотипом новой государственной компании, созданной в 2003 году, стал символ из колеса с двумя крыльями и перекрещенными молотками, напоминавший герб советского Министерства путей сообщения. Но в 2007 году совет директоров принял решение о ребрендинге устаревшего фирменного стиля. Новый красный логотип разрабатывало агентство BBDO Branding, которому госкомпания, по оценке экспертов «Ведомостей», заплатила не более $200 тыс.
2009 год. Запуск первого скоростного поезда
В декабре 2009 года РЖД запустили первый в России скоростной поезд, названный именем российской хищной птицы, «Сапсан». Он пошел между Петербургом и Москвой и регулярно ходит до сих пор. Под русским названием скрывается немецкий поезд производства Siemens. Первый контракт на поставку восьми таких поездов за €276 млн РЖД подписали с Siemens в 2006 году. В 2011 году был подписан еще один договор на то же количество поездов на €600 млн с учетом техобслуживания.
2009 год. Возобновление строительства БАМа
Самая долгая и дорогая инфраструктурная стройка Советского Союза — Байкало-Амурская магистраль — увяла в 1990-е годы из-за недостатка финансирования. Возрождать ее стали РЖД. По принятой монополией стратегии развития до 2030 года инвестиции в БАМ должны составить около 400 млрд руб., будет построено 13 новых железнодорожных линий. В 2009 году началась реконструкция первого участка со строительством Кузнецовского тоннеля почти за 60 млрд руб. В 2015 году на строительство БАМа правительство обещало дать 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния.
2012 год. Приватизация грузового парка
Главной задачей Якунина в РЖД была реформа отрасли, основной целью которой было заявлено — избавить компанию от транспортно-логистической функции, оставив ей только инфраструктуру. Часть реформы была проведена успешно — большая часть вагонного парка РЖД сейчас у частных железнодорожных операторов. В 2011 году 75% акций Первой грузовой компании, которой до этого была передана треть вагонов монополии, было продано на аукционе за 125,5 млрд руб. структурам Владимира Лисина. Вместе с тем другие задачи реформы — например, создание частной локомотивной тяги — пока не выполнены.
2012 год. Европейские покупки
В отличие от вагонов с логистикой РЖД расставаться не спешили. Более того, в декабре 2012 года госмонополия закрыла сделку по покупке 75% акций одного из крупнейших европейских логистических операторов Gefco у французской PSA Peugeot-Citroen за €800 млн. Таким образом, российская компания впервые зашла на европейский рынок. А Gefco, в свою очередь, получила доступ к российским клиентам РЖД.
2015 год. Массовая отмена электричек
Начало 2015 года ознаменовалось кризисом пригородного движения. Из-за разногласий пригородных «дочек» РЖД и регионов относительно сумм компенсаций за убыточные перевозки в начале года было отменено около 300 электричек из 5 тыс. Некоторые регионы — например, Псковская область — полностью лишились пригородного железнодорожного сообщения. Только после того как в феврале Владимир Путин прикрикнул на своих подчиненных во время встречи с членами правительства, поезда пошли. Но Минфину пришлось найти дополнительно 8,8 млрд руб. на решение проблемы.
Источник: rbc.ru