Лондонское PR-агентство Portland опубликовало список 30 стран-лидеров The Soft Power 30, оценив целый ряд параметров, которые формируют привлекательность и влиятельность государств в мире. Россия не дотянула до заветной тридцатки, хотя вошла в группу из 50 стран, для которых индекс рассчитывался. Первое место заняла Великобритания, за ней следуют Германия и США.
Под «мягкой силой» подразумевается способность государства добиваться своих целей за счет привлекательности собственной культуры, общественно-политических ценностей — в противовес «жесткой силе», основанной на военном и экономическом давлении. Это понятие впервые сформулировал Джозеф Най-младший, профессор Гарвардского института государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди. «Страна может достигать желаемых для себя результатов в мировой политике, потому что другие страны — восхищаясь ее ценностями, подражая ее примеру, стремясь к ее уровню процветания и открытости — хотят следовать за ней», — писал американский политолог в своей книге «Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике».
Как строится рейтинг
Итоговый индекс Portland строится из двух частей, охватывающих объективные и субъективные показатели — с весом 70 и 30%. Первая часть делится на 6 субиндексов: бизнес-климат, культура, информатизация (digital), государственное управление, внешняя политика и образование — это группы факторов, которые можно непосредственно измерить.
В качестве субъективной составляющей в индекс входят результаты опроса, который провела онлайн компания ComRes в период между 21 мая и 8 июня. В нем приняли участие 7250 человек из 20 стран, включая Россию. Они отвечали на серию коротких вопросов, в которых предлагалось оценить по шкале от 0 до 10 отдельные характеристики страны: кухню, приветливость граждан по отношению к туристам, технологии, товары роскоши — а также свое доверие к поведению страны на международной арене, желание посетить ее по работе или учебе, вклад этого государства в мировую культуру.
Результаты
Пятерка лидеров по результатам исследования — Великобритания, Германия, США, Франция и Канада. Замкнул список 30 стран Китай.
Несмотря на то что Великобритания не занимает первую строчку ни по одному из субиндексов, у нее высокие оценки по всем категориям, поэтому в итоговом рейтинге она и оказалась первой. Авторы связывают такой высокий результат с такими британскими организациями, как BBC и Британский Совет, высоким уровнем образовательной системы, развитием креативной индустрии: искусства, кино, музыки, архитектуры, дизайна и моды. Также важны спортивные институты, например, футбольная Премьер-лига, бизнес-бренды (British Airways, Burberry), благотворительные организации и такие компании, как Amnesty International и Oxfam.
Германию, по мнению экспертов агентства, толкает на верх рейтинга тренд последнего десятилетия: страна является движущей силой в европейской политике. Еще она известна высоким качеством производимых товаров и получила высокие оценки в опросе. Значимую роль сыграло развитие Берлина как культурной столицы.
США по многим отдельным параметрам оказываются первыми, и авторы рейтинга отмечают, что страна оказалась бы безусловным лидером, если бы в итоговой оценке учитывались только объективные показатели. Однако по результатам опроса США заняли лишь 16-ю позицию: восприятие внешней политики США потянуло оценки вниз.
Результаты абсолютно закономерны, говорит Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», — особенно в том, что касается Великобритании и США. «Что такое мягкая сила? Это образ. А образ формируется медиа. То, что в мире очевидно доминируют медиа западные — и в особенности англосаксонские, — это факт. Соответственно, и образ выстраивается весьма привлекательный и позитивный, и позиции в рейтингах высокие», — рассуждает он.
Удивление вызывает позиция Китая, признаются авторы рейтинга, так как общеизвестно, что страна вкладывает значительные ресурсы в инструменты «мягкой силы» — соответствующая директива поступила в 2007 году от Ху Цзиньтао, который на тот момент занимал позицию председателя КНР. Примеры — создание Институтов Конфуция, Олимпийские игры в Пекине, Экспо-2010 в. Шанхае. Однако цензура, репрессии, проблемы с правами меньшинств снизили отдачу от китайских инвестиций. По результатам опроса страна стала лишь 29-й.
Что было раньше
Это не первый индекс, измеряющий «мягкую силу». Существует рейтинг национальных брендов Саймона Анхольта, и GfK Roper, и Pew Global Attitudes Project — но в данном случае речь идет именно об опросах общественного мнения. Ранее свою версию, построенную на объективных показателях, выпустил британский Институт госуправления (Institute for Government) совместно с журналом Monocle — однако она уже не включала результатов опросов населения.
Сравнивать результаты исследования Portland с предыдущими проблематично из-за разницы в методологии. Однако можно посмотреть, например, на рейтинг Institute for Government, опубликованный в 2012 году. В нем топ-5 выглядел так: Великобритания, США, Германия, Франция, Швеция. Китай в нем стал 22-м. Россия заняла 28-ю позицию.
Оценки России
Джонатан МакКлори, партнер Portland, который отвечает в агентстве за практику территориального маркетинга, рассказал РБК, что Россия вошла в полную выборку стран, которые попали в исследование, но немного не дотянула до топ-30. Наилучшие оценки у страны были в категории «образование»: в России крайне высокие показатели грамотности, она привлекает большое число иностранных студентов — более 170 тыс.
Слабым местом оказались инновации, уровень коррупции и условия для предпринимательства. «Еще один фактор, который потянул вниз общую оценку страны, — результаты международного опроса, проведенного в 20 странах. В частности, Россия набрала мало очков в вопросе международного публичного доверия к стране — веры в то, что страна «сделает правильный выбор в глобальной политике», — объяснил МакКлори.
«То, что Россия находится на довольно низких позициях, действительно отражает ту систему приоритетов, которая у нас есть», — говорит Федор Лукьянов. Россия своих политических целей добивается, прежде всего, задействуя традиционные методы — военно-политические и отчасти экономические, подчеркивает эксперт: «Мягкая сила у нас не приоритетна, это видно раз за разом на примере самых различных ситуаций. Украина — это последний явный случай».
Относиться к результатам подобных исследований нужно с осторожностью, предупреждает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев: «Любые рейтинги никогда не бывают объективными». Например, обращает внимание он, опрос проводился в большем количестве европейских, чем африканских стран, «плюс США, Япония, Южная Корея». «Мы уже имеем нерепрезентативную выборку, которая направлена на определенную аудиторию», — говорит он.
Критерии «мягкой силы»
Раздел «бизнес-климат» включает те явления в экономике, которые, по мнению авторов рейтинга, не относятся к финансовым стимулам в духе «жесткой силы», а увеличивают привлекательность экономической модели страны — конкурентоспособность государства, экономические свободы, инновации, расходы на научно-исследовательские разработки, позиции в рейтинге Doing Business.
Метрики из категории «культура» — такие как число туристов, посещающих страну, число иностранных корреспондентов на ее территории, количество объектов, охраняемых ЮНЕСКО, влиятельность языка, достижения спортсменов и музыкальной индустрии на международной арене — отражают то, насколько близки ценности государства представителям других наций.
«Управление» — частная свобода, человеческое развитие, гендерное равенство, свобода прессы, доля теневой экономики в структуре ВВП, неравенство доходов, уровень насилия в обществе, эффективность государственного управления. «Когда речь заходит о сотрудничестве во внешней политике, привлекательный партнер — тот, у кого порядок «дома», — пишут авторы отчета Portland.
«Внешняя политика» — измерения дипломатических ресурсов страны, ее способности контактировать с иностранной аудиторией: число посольств за рубежом, членство в международных организациях, предоставление другим странам помощи в целях развития, число зарубежных государств, которые гражданин может посетить без визы.
Существуют доказательства репутационного выигрыша страны, например за счет студентов, которые прошли в ней обучение и вернулись домой, — именно такими данными руководствуются авторы исследования, вынося «образование» в отдельную категорию и учитывая число иностранных студентов, относительное качество университетов государства и их академические достижения. Важны также такие общие показатели, как уровень грамотности.
В части «информатизация» эксперты попытались измерить, насколько хорошо страны интегрированы в «цифровой мир» и используют социальные платформы во внешнеполитических целях. Они смотрели, например, на проникновение интернета и число иностранных пользователей Facebook, которые бы отслеживали новости министерства иностранных дел или главы государства.
Источник: rbc.ru