Все больше россиян считают, что президент Владимир Путин активно борется с коррупцией среди чиновников, свидетельствует майский всероссийский опрос Левада-Центра. Как показало исследование, отвечая на вопрос, потворствует ли Путин бюрократии, стремящейся использовать в своих интересах достояние России, или ограничивает ее аппетиты, 64% опрошенных выбрали второй вариант. Год назад так считали 60% граждан, в 2013 году — 49%.
За два года в полтора раза уменьшилось число респондентов, полагающих, что президент потворствует бюрократии. Сейчас только каждый пятый россиянин (20%) полагает, что президент снисходителен к чиновникам (16% опрошенных затруднились с ответом). Годом ранее так думали 24%, а в 2013 году — 34%.
Отношение граждан к отдельным аспектам деятельности президента размылось на фоне общего одобрения всего, что он делает, после присоединения Крыма, говорит замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин. «Во все сферы общественной жизни проник «эффект Крыма», от которого трезво оценивать работу президента граждане затрудняются», — рассуждает социолог.
Должен ли Путин нести ответственность за масштабы коррупции и финансовых злоупотреблений в высших эшелонах власти, интересовались социологи. Подавляющее большинство считает, что в полной мере или в значительной мере (37% и 43% опрошенных соответственно). 14% россиян полагают, что лишь отчасти, 3% — что президент не может отвечать за все это. «Ответственность в данном случае не значит вину, а означает то, что граждане считают, что Путин как арбитр должен отвечать за работу в этом направлении», — поясняет Гражданкин.
Число тех, кто считает, что Путин сможет побороть коррупцию, за два года увеличилось наполовину. Так, в 2013 году 20% россиян говорили, что президент победит мздоимство, если проведет решительную чистку рядов чиновников высшего ранга и ужесточит наказания за коррупцию. Сейчас так считает 31% опрошенных. В то же время относительное большинство опрошенных (42%) уверено, что Путин вряд ли добьется успехов в своей борьбе, потому что коррупция в России неискоренима. Каждый шестой россиянин (16%) думает, что Путину трудно бороться с коррупцией, поскольку он сам во многом зависит от коррумпированных чиновников.
Еще 8% полагают, что президент не будет серьезно пытаться бороться с коррупцией, поскольку он тем или иным образом заинтересован в ней. Эта цифра по сравнению с 2013 годом уменьшилась вдвое — тогда так ответили 17% опрошенных.
Мнение граждан сформировано на основе телепропаганды, а не реальных мер по борьбе с коррупцией, считает директор Transparency International (Россия) Антон Поминов. К пропаганде Поминов относит освещение на государственных телеканалах резонансных процессов против коррумпированных чиновников.
Пять антикоррупционных инициатив президента и правительства
В мае 2013 года президент подписал закон, запретивший чиновникам, депутатам, сенаторам, судьям, военнослужащим, следователям, прокурорам, сотрудникам МВД, таможенных и налоговых органов, внебюджетных фондов, аудиторам Счетной палаты, главам городских округов и муниципальных районов иметь иностранные счета и ценные бумаги в банках за рубежом.
В декабре 2013 года Путиным было создано отдельное управление по противодействию коррупции администрации президента. Прежде эту сферу курировали контрольное и государственно-правовое управление АП. Возглавил новое управление Олег Плохой, до этого занимавший пост исполняющего обязанности начальника управления президента по вопросам государственной службы и кадров.
В апреле 2014 года президент подписал указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы». Среди основных задач в плане — меры по недопущению конфликта интересов сотрудников и работников государственных корпораций (компаний), формирование системы санкций за коррупционные правонарушения.
В декабре 2014 года правительство выпустило постановление, которым обязало раскрывать сведения о доходах руководителей крупных компаний, в том числе президента РЖД Владимира Якунина, президента «Роснефти» Игоря Сечина и главу правления «Газпрома» Алексея Миллера. Глава РЖД тогда назвал подобное требование «вмешательством» в свою «личную жизнь», «личные обстоятельства», «личную информацию». Уже в марте 2015 года правительство изменило свою позицию, разрешив топ-менеджерам от государства не публиковать информацию о доходах.
В том же декабре Путин подписал закон, расширяющий перечень госдолжностей, чьи обладатели не могут иметь счета за рубежом. Список пополнился всеми чиновниками, «чья деятельность связана с подготовкой решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности России». Правительство утвердило перечень в июне 2015 года.
Что касается антикоррупционных инициатив властей, то здесь нет положительной динамики, констатирует эксперт. «В 2008–2012 годах предпринимались хоть какие-то меры по раскрытию информации о доходах и т.д., пусть и работают они неидеально. А с 2012 года эта тематика отошла на второй план с точки зрения решений, но не с точки зрения риторики», — отмечает Поминов. По его словам, с одной стороны государство говорит о необходимости расширить список лиц, которые должны публиковать декларации, с другой — разрешает этого не делать руководителям госкорпораций. «Для эффективной борьбы с коррупцией достаточно было бы политической воли со стороны главы государства, чтобы исполнялись уже существующие нормы по контролю за доходами, за конфликтом интересов и т.д. Но ее нет», — заключает эксперт.
Значительным шагом в борьбе с коррупцией стало подписание президентом в прошлом году «Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы», указывает член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов. «Это конкретный документ, в котором четко обозначены необходимые действия. Однако, как показал, например, мониторинг министерства по делам «открытого правительства», многие ведомства, в том числе в регионах, не выполняют план. А граждане о нем тем более не слышали», — констатирует эксперт.
Кабанов согласен с тем, что на россиян в основном производят впечатление резонансные антикоррупционные процессы против чиновников.
Источник: rbc.ru