Программа «Восточное партнерство» была ошибкой, и именно эта риторика привела к тем последствиям, что мы сейчас наблюдаем на Украине, сказал Шувалов на Петербургском экономическом форуме. Тем не менее, несмотря на текущую обстановку, по его словам, Россия не отказывается от идеи создания «большой Европы» — формирования общего экономического пространства с Европейским союзом.
«Восточное партнерство» — проект Евросоюза, направленный на интеграцию ЕС со странами СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.
Первый вице-премьер пояснил, что до 2005 года, когда к управлению Европейской комиссией пришли Жозе Мануэл Баррозу и его комиссионеры, подход к формированию общего экономического и гуманитарного пространства между Европой и Россией был совсем другим и была выработана дорожная карта по реализации этого проекта, который президент России Владимир Путин тогда назвал «большой Евразией от Лиссабона до Владивостока». После смены руководства Еврокомиссии в Европе стали говорить о том, что она не может так зависеть от России, добавил вице-премьер.
«Эта повестка никогда не исчезала. Мы все время поддерживали эту идею «большой Европы», формирования общего экономического пространства. И понимали, что затянувшаяся дискуссия по новому базовому договору (между Россией и ЕС) это большая ошибка», — сказал Шувалов. По его мнению, тогда нужно было договориться, опустив сложные вопросы, а участники переговоров «увязли» в новых формулировках по энергетическому взаимодействию.
Санкционная риторика, по мнению Шувалова, бесперспективна — «а) ставя такие предварительные условия, от нас ничего не добиться; б) в любом случае капитал не обманешь». По его словам, европейцы хотят работать с русскими, а русские — инвестировать в Европу, а значит «капиталисты и из Евразийского союза и из Европейского союза будут требовать от правительств общего экономического пространства». Позицию тех, кто вводил санкции год назад, Шувалов сравнил с мороженым, которое сразу после покупки выглядело солидно, а теперь полежало на солнце и растекается.
Будущее общего экономического пространство необходимо отделить от чисто политической повестки, сказал вице-премьер: «Неправильно, что политика и экономика сейчас связаны, потому что в конце концов наказываются простые, рядовые люди, граждане Европейского союза и Российской Федерации».
В мае в Риге прошел саммит «Восточное партнерство». Его участниками стали страны Евросоюза и шести государств бывшего СССР: Украины, Белоруссии, Армении, Грузии, Азербайджана и Молдавии. Основной интригой был итоговый документ, текст которого на этапе обсуждения вызвал разногласия среди стран-участниц саммита. Белоруссия и Армения выступили против формулировки в нем «аннексия Крыма». В итоге был принят компромиссный вариант, в котором фраза об «аннексии Крыма» звучала в контексте того, что ее осуждают только страны ЕС.
Министерство иностранных дел России тогда выступило с заявлением, что на саммите была упущена возможность «сделать шаг к преодолению углубляющегося раскола континента». Москва считает, что это произошло «под давлением сиюминутных задач отдельных участников».
«В итоговом документе фактически подтверждены все прежние установки, известные с предыдущего вильнюсского саммита «партнерства». ВП, по сути, остается заидеологизированным геополитическим проектом, на реализацию которого оказывают негативное влияние отдельные страны — члены ЕС с их историческими антироссийскими комплексами», — говорится в заявлении МИДа.
Источник: rbc.ru