За Асада, против терроризма
С трибуны Генеральной ассамблеи ООН и после встречи с американским коллегой Бараком Обамой президент России Владимир Путин разъяснил свою позицию по сирийскому вопросу и суть новых инициатив Москвы. Из слов Путина следует, что Россия считает необходимым поддерживать правительство президента Сирии Башара Асада, оно законно избрано и поэтому легитимно. Войну в Сирии Путин рассматривает как войну Асада и курдского ополчения с террористами. США и их союзники, напротив, поддерживают, в том числе поставками оружия, оппозицию.
Москва, по словам Путина, рассматривает все варианты оказания помощи правительственным силам, в том числе применение силы, но только либо с санкции Совбеза ООН, либо по запросу сирийской стороны, который пока не поступал. Несмотря на то, что рассматриваются все варианты, Путин исключил возможности наземной операции.
Предложение России о создании широкой, наподобие антигитлеровской, коалиции против террористов на Генассамблее не получило широкой поддержки. Положительно об усилиях России ранее высказывались Египет и Китай, но о практической кооперации пока ничего не известно. По словам Путина, в такую коалицию должны прежде всего войти страны региона. При этом сама Россия не считает возможным входить в действующую коалицию США, Австралии и Франции, осуществляющей авианалеты по Сирии без санкции ООН.
Пока удалось договориться только об обмене информацией, и то не всеми заинтересованными сторонами. Информационный центр был создан в Багдаде при участии России, Ирака, Ирана и Сирии. Центр открыт и для участия других стран, сказал Путин в Нью-Йорке. Однако с Израилем обмен информацией у России пойдет по отдельному каналу — обмениваться сведениями будут генштабы: из слов Путина следует, что такие договоренности достигнуты во время визита в Москву на прошлой неделе премьера Беньямина Нетаньяху.
С США возможная координация в Сирии также обсуждалась отдельно, на двусторонней основе, сообщил Путин после встречи с Обамой. Окончательной договоренности нет, консультации будут продолжены, сказал Путин.
Расходятся пока позиции России и США по судьбе Башара Асада. Обама и президент Франции Франсуа Олланд в ООН называли его тираном и палачом, однако СМИ в последнее время говорят о смягчении позиции США, отказе от немедленного ухода Асада и готовности обсуждать процесс политического перехода. Путин заверил собравшихся, что и Асад готов обсуждать транзит власти. «Наряду с поддержкой официальных властей в борьбе с террором мы будем настаивать на проведении параллельно политических преобразований и политического процесса. Насколько мне известно, президент Асад с этим согласен», — сообщил Путин.
Фундаментальное согласие
Американский президент Барак Обама после полуторачасового диалога с Владимиром Путиным не стал общаться с прессой. А высокопоставленный американский чиновник заявил Reuters, что два президента так и не договорились о судьбе Асада. Но все же они условились наладить контакты между армиями их стран (чтобы избежать конфликта из-за возможных военных операций в Сирии) и изучить варианты дипломатического решения гражданской войны. «Русские несомненно понимают: важно, чтобы у этого конфликта было политическое решение, и чтобы был процесс, ведущий к такому решению», — пояснил чиновник Белого дома.
The Washington Post, ссылаясь на собственные источники в администрации Обамы, подтверждает, что «оба лидера обсуждали необходимость сотрудничества». По версии издания, президенты России и США действительно согласились совместно искать выход из сирийского кризиса, причем Обама «не настаивал» на отстранении Асада от финального решения проблемы. В неофициальном разговоре американские чиновники выражали уверенность, что Путин склонен сотрудничать с США, чтобы лишить Асада власти. С этой точки зрения Вашингтон рассматривает наращивание военного присутствия России в Сирии как необходимое не столько для защиты Асада, сколько для влияния на тех, кто возглавит страну после него.
Из высших чиновников США первым официально прокомментировал российские предложения глава Госдепартамента Джон Керри. После переговоров с российским коллегой Сергеем Лавровым он заявил о договоренности двух сторон «по некоторым фундаментальным принципам»: «Есть общая точка зрения, что Сирия должна быть единым, светским государством, что там должна быть осуществлена смена власти».
Различия во взглядах двух держав в том, каким станет процесс смены власти и какие последствия он может принести. В любом случае, отметил Керри, сотрудничество России и США неизбежно, поскольку сейчас на карте стоит само существование Сирии. «Поймите, можно в короткие сроки добиться прекращения этой войны, добиться полного прекращения огня, (которое будет обеспечиваться усилиями Ирана, России, Сирии, США и наших союзников) если один лишь человек [Башар Асад] признает, что долгосрочное будущее Сирии не связано с ним одним. Если он поможет провести мирную передачу власти, вырвать страну из хаоса, а затем уйдет в закатных лучах солнца, как и большинство публичных политиков», — добавил Керри.
Видео: РБК
Желательная коалиция
Президент Франции Франсуа Олланд, выступавший на Генассамблее после Путина, осторожно поддержал предложение российского лидера создать «широкую антитеррористическую коалицию», назвав ее образование «возможным, желательным и необходимым». При этом, по словам хозяина Елисейского дворца, эта структура должна «иметь четкую основу», иначе планы ее создания так и не получат воплощения.
Эта основа заключается в положениях принятого в 2012 году Женевского коммюнике, подразумевающего формирование на основе взаимного согласия переходного управляющего органа из членов нынешнего правительства и оппозиции, объяснил Олланд. В отличие от Путина, его французский коллега в очередной раз исключил участие Асада в решении сирийского конфликта, сказав, что заставить сотрудничать «жертв и палача» не представляется возможным.
Позже и Обама подтвердил непримиримую позицию США по Асаду. «Для победы над ИГИЛ в Сирии необходим новый лидер», — заявил во вторник утром президент США, выступая на антитеррористическом саммите в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
Французский президент также раскритиковал усилия оградить сирийские власти от давления Совбеза ООН, не став при этом открыто упоминать Россию, четырежды налагавшей вето на проекты резолюций по Сирии европейских членов Совбеза. «В случае массовых зверств право вето использоваться не должно», — констатировал Олланд
Асад остается основным препятствием в вопросе создания Россией широкой антитеррористической коалиции, делает вывод Александр Шумилин, директор центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН. «Единого фронта не получается», — резюмирует Шумилин.
Источник: rbc.ru