Изъятые у экспертов документы по-прежнему считаются вещественными доказательствами, должны храниться при уголовном деле, оснований для их возвращения законному владельцу в настоящее время не имеется, сказано в письме следователя по особо важным делам СКР А.С.Михайлова (есть у РБК). Необходимость отклонения ходатайства о возврате вещдоков показало изучение материалов уголовного дела, отмечено в ответе следователя.
Ходатайства о возврате изъятых при обысках документов и вещей несколько человек подали в мае, после появления в СМИ сообщений о прекращении преследования экспертов, участвовавших в общественной экспертизе второго дела ЮКОСа и способствовавших либерализации уголовного законодательства, сказал РБК человек, близкий к группе ученых. Ходатайства были поданы ради проверки достоверности утечки информации о прекращении дела. СКР официально те сообщения не комментировал, но все поданные ходатайства отклонены, добавил собеседник РБК.
Бывший замруководителя Центра политических и экономических исследований при Высшей школе экономики Михаил Субботин подтвердил РБК, что также получил отказ на свое ходатайство. Он будет обжалован в законном порядке, сказал ученый. Ответ следствия свидетельствует, что «дело экспертов» продолжает жить, сообщения о том, что претензии к ученым сняты, не подтверждены, констатирует Субботин.
Собеседник РБК напомнил, что бумажные документы, электронные носители, оргтехника были изъяты у ряда экспертов, в том числе в Центре политических и экономических исследований три года назад. «Ничего такого, что нельзя было бы скопировать и вернуть владельцам, среди изъятого не было — это не нож с отпечатками пальцев и не пистолет», — сетует Субботин.
Изъятые у экспертов предметы хранятся при «материнском» (возбужденном в 2003 году) деле ЮКОСа 18/41-03, которое до сих пор не закрыто. Источники в СКР сообщали, что следствие подозревает экспертов в получении денег от ЮКОСа за анализ второго дела бывших руководителей компании Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Но «дело экспертов» из материнского дела ЮКОСа не выделялось, о преследовании экспертов официально объявлено не было — у них лишь прошли обыски, часть ученых из группы была допрошена, всем им был присвоен статус свидетелей. Тем не менее следственные действия спровоцировали отъезд из России бывшего руководителя РЭШ Сергея Гуриева, прекратил работу Центр политических и экономических исследований, вынужденно покинула страну его руководитель Елена Новикова, напомнил собеседник РБК, близкий к группе ученых.
Входившая в число оказавшихся под подозрением экспертов председатель некоммерческого партнерства содействия защите бизнеса «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева полагает, что вещественные доказательства хранятся ради возможности в любой момент возобновить расследование по делу ЮКОСа. «Как нам сообщили следователи, когда мы с адвокатом ходили на опрос, он [опрос] проводится в рамках дела о хищении акций ОАО «Апатит» в 2003 году. Поэтому, предполагаю, следователи могут без ограничения срока давности расследовать это дело и держать документы, хотя могут и приостановить активные действия по этому делу», — говорит Яковлева.
В СКР на запрос РБК на момент публикации статьи не ответили.
В начале мая, когда информагентства сообщили о прекращении расследования в отношении группы юристов и экономистов, которые выдали экспертное заключение делу ЮКОСа, собеседник, близкий к следственной бригаде, говорил РБК, что никакие дела, связанные с ЮКОСом, в последнее время не приостанавливались и не прекращались. Сами эксперты и адвокаты сообщили РБК, что после помилования Ходорковского в декабре 2013 года следователи их не беспокоили.
Источник: rbc.ru