В среду апелляционная коллегия Мосгорсуда рассмотрела жалобу на арест журналиста РБК Александра Соколова и не изменила ему меру пресечения с заключения под стражей на домашний арест. По версии следствия, он участвовал в запрещенной организации, выступавшей за проведение референдума «За ответственную власть».
При этом несколькими часами ранее суд отправил под домашний арест главного фигуранта дела Юрия Мухина, который частично признал вину в предъявленном обвинении. Соколов же и третий фигурант дела Валерий Парфенов не дают показания, пользуясь ст.51 Конституции, позволяющей не свидетельствовать против себя и своих родственников.
С 29 июля он содержится под стражей в СИЗО «Бутырка» по решению Хамовнического суда столицы. Адвокат Соколова Ольга Чавдар представила в суд положительные характеристики журналиста, а также по ее просьбе в суде были допрошены несколько свидетелей: мать Соколова и научный руководитель ее доверителя — научный сотрудник Центральный экономико-математический институт при Академии наук (ЦЭМИ РАН) Руслан Дзарасов.
Оба свидетеля характеризовали Соколова как ответственного человека. «Хорошо образованный, хорошо воспитанный, имел мотивацию в научной работе. Выполнял все мои поручения», — выступал Зарасов.
«К государству относился с уважением», — рассказывала мать обвиняемого Наталья Соколова. Она отмечала, что ее сын никогда не был за границей и не имеет загранпаспорта. «Он ездил только в командировки по стране по заданию редакции», — отмечала Соколова.
Она убеждала суд, что готова содержать сына — покупать продукты и решать бытовые вопросы, если тот окажется под домашним арестом.
Сам Соколов участвовал в заседании по видеоконференцсвязи, установленной со следственным изолятором. «Мой арест я считаю совершенно незаконным», — выступал сам обвиняемый. Он отмечал, что не собирался скрываться за границей и у него даже нет загранпаспорта. Соколов просил освободить его из-под стражи.
Его поддерживала адвокат Ольга Чавдар. «Он не является социально опасным для общества, не имеет возможности скрыться, не имеет личных сбережений, загранпаспорта и родственников заграницей», — выступала защитник и просила отправить Соколова под домашний арест.
Против этого возражала следователь Наталья Талаева и мотивировала это стандартными основаниями: может скрыться, оказать давление на свидетелей, воспрепятствовать расследованию или уничтожить доказательства. Ее поддерживал прокурор.
История вопроса
Соколов был арестован Хамовническим судом столицы 29 июня. Вместе с ним по делу проходит бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин и соратник последнего Валерий Парфенов.
Согласно материалам дела, представленным в суд, все они продолжали деятельность запрещенной организации Армия воли народа (АВН), которая была признана Мосгорсудом экстремистским сообществом осенью 2010 года.
После этого, по версии следствия, обвиняемые переименовали АВН в «Инициативную группу по проведению референдума «За ответственную власть», перед которой поставили прежние цели и задачи, а именно «создание инициативных групп по проведению референдума». Истинная же цель, считает следствие, была в «расшатывании политической обстановки в сторону нестабильности и смене существующей власти нелегальным путем», следует из материалов дела.
Как пояснил РБК адвокат арестованных Алексей Чернышев, его доверители хотели добиться внесения поправок в Конституцию и принятия закона «За ответственную власть». Авторы инициативы предлагали оценивать работу депутатов, сенаторов и руководства страны после истечения срока их полномочий.
Ранее председатель президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов направил руководителю СКР заключение комиссии, где просил изменить Соколову меру пресечения, посчитав заключение под стражу излишне жестокой мерой.
Источник: rbc.ru