Против «злоупотребления правом»

Председатель думского комитета по жилищной политике и ЖКХ, член фракции эсэров Галина Хованская и лидер фракции Сергей Миронов предлагают ввести федеральное регулирование на все платежи за коммунальные и жилищные услуги, в том числе и на капитальный ремонт. Соответствующий законопроект они внесли в Государственную думу в среду.

Сейчас размер платы за капремонт устанавливается жильцами (решением общего собрания собственников или жилищных товариществ) или решениями органов местного самоуправления, если собственники жилья сами не приняли решения, сколько отчислять на содержание дома. В Москве, Петербурге и Севастополе такие решения за жителей-«молчунов» принимают городские власти.

Закон, обязывающий обладателей жилья в многоквартирных домах отчислять средства в фонд будущего капитального ремонта, был принят в конце 2012 года, но заработал только с января — во всех регионах в разное время. В Москве ставка была установлена решением городских властей в размере 15 руб. за 1 кв. м площади. Не имеющие льгот владельцы однокомнатных квартир площадью 40 кв. м, например, получили надбавку к счетам за квартиру в размере 600 руб. Ситуацию со взносами на капремонт Хованская в разговоре с РБК называет «злоупотреблением правом». В Санкт-Петербурге, например, тарифы куда ниже: от 2 до 3 руб. за 1 кв. м (то есть за 40-метровую квартиру доплата составит от 80 до 120 руб.).

Хованская и Миронов в пояснительной записке указывают, что на решения органов местного самоуправления региональные или федеральные власти не влияют, поэтому не могут и контролировать рост плат за жилищные услуги, например содержание и капитальный ремонт домов. «Платы за жилищные нужды не ограничены никак, на них мы повлиять вообще не можем», — говорит Хованская РБК.

Чтобы исправить эту ситуацию, местным властям разработчики проекта предлагают оставить право устанавливать минимальные размеры платежей, а их рост ограничить решениями правительства. Для этого Белый дом должен будет разработать специальную шкалу максимальных индексов, учитывающих тип и этажность многоквартирных домов. При этом собственники могут на общедомовом собрании принять решение вносить и большую сумму на капремонт.

Обязанность вести мониторинг расценок на общедомовые нужды предложено возложить на региональные власти. Но их авторы предлагают лишить права самостоятельно корректировать индексы изменения размеров платы за коммунальные услуги. «Это изменение обусловлено тем, что в ряде субъектов Российской Федерации установленные на 2015 год индексы для муниципальных образований после их утверждения были существенно увеличены по решению глав субъектов​​​​», — указывают авторы в записке.

Единороссы еще подумают

Первый зампредседателя думского комитета по ЖКХ единоросс Елена Николаева соглашается, что цель законопроекта Хованской — ограничить рост платы экономически обоснованным уровнем. «Однако если сейчас размер платы утверждается собственниками на общем собрании, а в случае неутверждения — муниципалитетом, то законопроектом предлагается противоположная процедура — сначала муниципалитет, а в части, превышающей данную плату, собственники», — говорит она. Николаева не понимает, почему «муниципалитет сможет установить размер платы более обоснованно, чем это сделали бы собственники, непосредственно несущие расходы».

Установить предельный индекс на содержание жилого помещения даже в рамках одного региона невозможно, считает директор УК «Камстройсервис» Гай Клещев. «Есть элитное жилье, есть жилье экономкласса, в каких-то домах — 700–800 квартир, в каких-то — 30 квартир, — рассуждает он. — У нас вообще нет одинаковых домов: по износу, планировке, по территориальной принадлежности все они разные. Поэтому установить единый предельный индекс для всех жилых домов не получится».

Но Николаева согласна, что на практике решение собственников по установлению размера платы «зачастую фальсифицируется недобросовестными управляющими организациями», хотя ответственность за такие фальсификации значительно ужесточена.

Однако у нее есть и другой контраргумент: отношения по установлению платы между собственниками и управляющей организацией носят договорной характер, поэтому, на ее взгляд, вмешательство муниципалитетов не вполне оправданно.

Если жители сами выбирают частную управляющую компанию, государство не должно вмешиваться в их отношения, поскольку в этом случае данная история перестает быть рыночной, соглашается с ней исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия развитию ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин.

«В целом предложенное законопроектом представляется спорным, хотя неоднократно обсуждалось в ходе заседаний комитета. Фракция «Единая Россия» пока позицию по данному вопросу не выработала — мы проведем консультации с ответственными органами исполнительной власти, экспертами, после чего будем принимать решение», — заявила Николаева.

Ее коллега по партии, зампредседателя комитета Александр Сидякин говорит, что законопроект — «инициатива только «Справедливой России». Члены профильного комитета от «Единой России» вряд ли поддержат его, предполагает он.

Представитель пресс-службы Минстроя заявил РБК, что ведомство будет внимательно изучать проект. Он отметил, что «фактически регулирование платы при отсутствии решения собственников есть уже сегодня» — это делают местные власти, когда устанавливают расценки.

Однако в профильном ведомстве согласны, что «целесообразно рассмотреть возможность установления минимально возможной платы, необходимой для выполнения минимального перечня работ, установленного правительством». Окончательную позицию Минстрой сформирует после обсуждения законопроекта с экспертами и участниками рынка.

Политический вопрос

Повышение платы за капремонт стало одной из тем, с которыми парламентская оппозиция вышла на сентябрьские региональные выборы, попытавшись использовать протестную волну, прокатившуюся по стране. Этим летом митинги под лозунгами «За честное ЖКХ» прошли в 20 регионах, в том числе в Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Саранске, Чите, Иркутске, Красноярске и Владивостоке.

КПРФ предложила разделить взносы в Фонд капитального ремонта в отношении 50% — из федерального бюджета, 30% — из регионального, а 20% — от граждан. ЛДПР внесла в июле законопроект, позволяющий собственникам оплачивать взносы лишь после проведения в их доме капитального ремонта за счет дешевых кредитов, выданных банками с господдержкой. «Справедливая Россия», в свою очередь, начала кампанию по сбору подписей за пятилетний мораторий на платежи за капитальный ремонт.

Оппозиция критиковала и новые поправки в жилищное законодательство, принятые в июне — тогда Дума разрешила управляющим компаниям взимать повышенную плату за коммунальные услуги с жильцов, не установивших дома счетчики, в том числе на воду и газ. Тогда же были введены новые основания для лишения многоквартирных домов собственных банковских счетов для сбора денег на капремонт и передачи этих счетов назначенным властями региональным операторам. В первоначальном варианте документа предлагалось также повысить пени за неуплату коммунальных платежей.

Поправки были инициированы Минстроем, говорили РБК депутаты. Против них выступали руководство фракции единороссов и Общероссийский народный фронт, опасавшиеся, что нововведения приведут к неконтролируемому росту размера платежей граждан в кризис. Проект планировалось принять еще в осеннюю сессию Думы 2014 года, но совет палаты не раз исключал его из повестки пленарных заседаний. В результате регулирование платы за услуги ЖКХ на общедомовые нужды решено сохранить, а вопрос о размере пеней перешел в ведение другого комитета, его решение отложено до осени. 

Источник: rbc.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *