Интервью было опубликовано на сайте радиостанции «Свобода» 23 мая, а позже удалено, сохранившись лишь в архиве сайта Web.archive.org. В нем живущий сейчас в США бизнесмен Фрейдзон рассказал, как в 1994 году участвовал в создании российско-американского совместного предприятия по производству охотничьих и полицейских ружей. По его словам, была разработана специальная программа создания полицейского оружия, в связи с чем Фрейдзон якобы несколько раз встречался с Путиным (на тот момент руководителем комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга) и тот якобы получил от предпринимателя взятку. Причем деньги — 10 тысяч долларов, по словам Фрейдзона взял в то время помощник Путина Алексей Миллер.
Фрейдзон также привел слова своего покойного партнера Дмитрия Скигина, который утверждал, что Путин якобы получил 4% в совместной компании Фрейдзона и Скигина «Совэкс» (транспортно-заправочный комплекс петербургского аэропорта Пулково).
В конце материала содержался комментарий сына Скигина Михаила, который утверждал, что компаний «Совэкс» было несколько, и занимались они совершенно разными вещами. При этом он выразил сомнение, что Фрейдзон с его отцом действительно имели совместный бизнес. «Он сам обращался ко мне за разъяснениями, какова была его доля в совместном бизнесе, и я ему четко ответил. У него с моим папой было одно дело, называется «Метро-Плюс» (по словам Фрейдзона, хайтэк проект, связанный с метрополитеном). Инвестиции были сделаны, но проект не то что не запустился, а его фактически даже не было», — сказал Михаил Скигин «Свободе».
Однако «Ведомости» подтвердили правоту именно Фрейдзона в этом вопросе. Издание указывает со ссылкой на данные СПАРК, что бизнесмен действительно владел 29% фирмы «Сигма», основной долей в которой владел Скигин. А «Сигма» контролировала именно «Совэкс», работавший в «Пулково». Причем «Совэкс», дважды сменивший владельцев, до 2014 года обеспечивал потребности аэропорта в топливе.
Ранее бывший генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев, комментируя РБК другую часть интервью Фрейдзона, в которой последний говорит об их совместном российско-израильском проекте интернет-телефонии, заявил, что проект такой был, но вел его не Максим Фрейдзон, а его отец Роберт, преподававший в Ленинградском электротехническом институте. Кроме того, Кудрявцев отметил, что «был неблизко знаком» со Скигиным и может подтвердить, что последний был знаком с Фрейдзоном.
Что касается связей Фрейдзона с чиновниками мэрии Санкт-Петербурга, то ясности здесь не появилось. Опрошенный «Ведомостями» бывший член правительства города Юрий Новолодский сказал, что где-то слышал эту фамилию, а бывший сотрудник нефтетрейдера «Кинэкс» (бывшая организация Геннадия Тимченко) Дмитрий Скарга заявил, что и фамилии такой не слышал. Наоборот, Скигина Скарга помнит и указывает, что именно через контролируемый им Петербургский нефтяной терминал шли на экспорт нефть и нефтепродукты сначала «Кинэкс», а затем и Gunvor.
Фрейдзон говорил, что его долю в «Совэксе» отобрали связанные с криминалом люди, ранее имевшие общие дела с Тимченко и Миллером. «Ведомости» указали, что упомянутые «авторитетные предприниматели» Сергей Васильев (проходил потерпевшим по делу о покушении в 2007 году и называется Фрейдзоном «крышей» Скигина), Илья Трабер (упоминается в связях с «тамбовской ОПГ» в документах полиции Монако, приводившихся «Новой газетой») и Владимир Барсуков-Кумарин (осужден за рейдерство Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга) действительно были партнерами Скигина по Петербургскому нефтяному терминалу и Балтийской бункерной компании, которая работала в городском порту. Трабер, например, возглавлял совет директоров ЗАО «Объединение банков, инвестирующих в порт» (ОБИП). Юрисконсультом у него был будущий руководитель департамента по управлению корпоративными затратами Газпрома Михаил Сироткин, а уполномоченными представителями — Алексей Миллер и будущий председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. Скарга при этом уверен, что «в нюансы теневого мира менеджеры не вникали». «Их задачей было сделать так, чтобы компания работала», — считает он.
В интервью Фрейдзона при этом ни разу не упоминается бывший миноритарий банка «Россия» Геннадий Петров, которого испанские следователи считают истинным лидером «тамбовской ОПГ». Последний, в соответствии с делом, направленным в суд, был связан со многими политиками и бизнесменами в Санкт-Петербурге (в докладе указывается его знакомство с бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым, а также бывшим премьер-министром России Виктором Зубковым). Структуры Петрова, по данным «Ведомостей», также были партнерами Скигина.
«Ведомости» указывают, что во время работы в мэрии Владимир Путин принял несколько решений, выгодных «Совэксу», Петербургскому нефтяному терминалу и Петербургской топливной компании. В мае 1996 г. он согласовал сдачу в аренду «Совэксу» топливно-заправочного комплекса государственного «Авиапредприятия Пулково». В мае 1995 г. подписал распоряжение, поручающее Петербургской топливной компании приобретать и хранить городской резерв автомобильного топлива. «Решения, которые тогда принимал Путин, были обычной, рутинной деятельностью — они принимались по поводу огромного числа компаний, в этом и заключалась работа чиновника», — сказал «Ведомостям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
В 2011 году «Новая газета» сообщала, что, по словам Пескова, Скигин и Трабер «в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга».
Касательно интервью Фрейдзона Песков сказал: «Знаком ли Путин с этими джентльменами? Они занимались в Петербурге бизнесами, в том числе имевшими отношение к внешнеэкономической деятельности. Путин тогда возглавлял подразделение мэрии Санкт-Петербурга, которое регулировало эту деятельность. У них не было приятельских отношений. Мог ли Путин знать об их существовании? Мог. А все остальное — чушь».
Источник: rbc.ru