Министр энергетики Литвы Рокас Масюлис заявил, что препятствием для экспорта газа на Украину является позиция «Газпрома», передает Reuters.
По словам министра, Литва готова начать поставки на Украину из терминала по приему сжиженного газа «Независимость» в любое время, однако «Газпром» отказал в транзите через Белоруссию.
«Мы просили оператора белорусской газотранспортной системы пропустить наш газ. Оператором системы является «Газпром». Мы получили отрицательный ответ, что газ транспортировать невозможно. Мы не согласны с этим», — заявил Масюлис. «Это политика, которая усложняет дело… Мы могли бы начать экспорт сегодня, если бы нам разрешили», — добавил Масюлис.
Министр также добавил, что расширению литовского экспорта препятствуют контракты «Газпрома», заключенные по схеме «бери или плати». По его словам, влияние литовского терминала по приему сжиженного газа проявится в течение последующих пяти лет. «Все знают, что могут использовать его и будут помнить об этом при заключении новых сделок», — добавил он.
В марте 2015 года Масюлис говорил о роли, которую новый терминал сыграет в регионе. «Я думаю, что «Газпрому» есть чего бояться. Наша цель — чтобы наши потребители платили за газ как можно меньше <…> Построив терминал, мы уже можем вести переговоры с любым, и это обеспечивает получение газа по лучшей цене — будь-то «Газпром» или будь-то сжиженный газ», — цитирует слова министра портал Delfi.
Плавучий терминал по приему сжиженного газа в Клайпеде заработал в 2014 году, он называется «Независимость». Президент страны Даля Грибаускайте заявила тогда, что терминал стал реальным шагом для обеспечения безопасности всего Балтийского региона. «Наконец, мы энергетически самостоятельное государство. Никто не сможет шантажировать или заставить нас заплатить «политическую цену». Мы не будем зависеть от поставок «Газпрома». В случае перебоев в поставках наш СПГ-терминал сможет удовлетворить около 90% потребностей трех балтийских государств в газе», — сказала она тогда.
Летом 2014 года «Газпром» отказался поставлять газ на Украину, требуя уплаты долгов. Однако стороны не сошлись в оценках, сколько и за что должна заплатить Украина, и летом 2014 года через украинскую ГТС шел только транзитный газ в Европу. В поисках других источников Киев стал покупать газ в Европе по реверсной схеме.
В начале мая президент Украины Петр Порошенко заявил, что доля «Газпрома» в импорте газа на Украину по итогам первого квартала 2015 года составила 37%. Остальное — поставки европейских партнеров, которые, по словам главы Украины, «глубоко диверсифицированы», и в них задействовано более десятка различных компаний.
По его словам, за последний год Украина достигла «значительного прогресса» в обеспечении безопасности в вопросах поставок газа. «Мы выиграли зимнюю битву с «Газпромом», хотя, конечно, о полной победе в этой войне говорить рано. Монополии этой политико-энергетической структуры в поставке нам газа, наконец, впервые за 23 года положен конец», — заявил тогда Порошенко.
Источник: rbc.ru