КС частично признал несоответствующей Конституции статью 31.1 федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Решение суда опубликовано в пятницу на официальном сайте суда.
Поводом для рассмотрения дела стала жалоба жителей Мурманска Виктории Князик и Петра Пузырина. В 2010 году они купили квартиру, но год спустя Октябрьский районный суд города установил, что жилье было продано с нарушениями, и признал сделку недействительной. Суд предписал вернуть квартиру, а с продавца взыскать ее стоимость.
Но судебные приставы не смогли добиться от продавца возврата денег. Заявители подали жалобу в Октябрьский суд и попросили выплатить им 1 млн руб. компенсации из казны. В апреле 2013 года суд вынес отказ, мотивировав это тем, что на компенсацию могут претендовать только те покупатели, кто пострадал от неправильных действий органов регистрации жилья. В их же деле такой вины установлено не было.
Тогда Князик и Пузырин подали жалобу в КС, где подняли вопрос о законности таких положений. Конституционный суд рассмотрел их дело без проведения публичных слушаний. В своем решение суд указал, что оспариваемая норма противоречит Конституции, когда ставит прямую зависимость при выплате компенсации от вины органов государственной регистрации.
«На практике она получила противоречивую трактовку. Спорное положение не отвечает критериям ясности и недвусмысленности», — указал суд в решении и напомнил, что еще десять лет назад предписал правительству России вынести распоряжение и уточнить порядок компенсационных выплат.
«По своему конституционному смыслу данное положение является дополнительной гарантией жилищных прав граждан и стабильности коммерческого оборота недвижимости, не связанной с ответственностью государственных органов. Исходя из этого, Конституционный суд ориентировал правоприменителя на правильную интерпретацию закона», — прокомментировала решение судья Конституционного суда Гадиса Гаджиева.
КС отметил, что дело Князин и Пузырина должно быть пересмотрено.
Источник: rbc.ru