Щит НАТО
В пятницу НАТО завершаются начавшиеся 1 июня на территории Польши и балтийских стран учения Saber Strike («Удар сабли»). В них приняли участие еще 7 тыс. военнослужащих. В учениях были задействованы 40 воздушных судов, включая стратегические бомбардировщики В-52, а также до 500 единиц техники, включая танки Т-72, M1 Abrams, Leopard 2А5. На следующий день заканчивается военно-морская игра BALTOPS-15: в ней были задействованы 5,6 тыс. военнослужащих и 49 военных кораблей 15 стран НАТО. Морская фаза этих учений стартовала 8 июня, в ее ходе, в частности, была отработана высадка морского десанта численностью около 700 человек. Ранее в учениях BALTOPS принимали участие и российские моряки.
Маневры, однако, на этом не закончены — в четверг, 18 июня, в Румынии стартовали командно-штабные учения Trident Joust («Турнир с трезубцем»), к которым подключилась тысяча военных из 25 стран блока.
Все эти учения объединены в план военной подготовки НАТО под названием Allied Shield («Союзнический щит»). Помимо него в марте в Черном море прошли совместные тренировки ВМС США, Канады и Германии, к которым подключились их региональные союзники — Болгария, Румыния и Турция. В апреле в ходе маневров, прошедших в Польше, более 2 тыс. солдат из 11 стран НАТО отработали высадку и десантирование БМП и тяжелых вооружений.
В мае в непосредственной близости от границ России прошли еще одни учения западных армий — в ежегодных маневрах Arctic Challenge («Арктический вызов») были задействованы 100 военно-воздушных судов и 3600 солдат. К этим учениям, которые бригадный генерал ВС Норвегии Ян Уве Рюгг назвал не связанными с «текущей ситуацией» в отношениях между Россией и Западом, приняли участие также военнослужащие нейтральных Швеции и Финляндии. Проводятся они не под эгидой НАТО, а согласно мандату ООН.
Впрочем, в столицах стран НАТО не скрывают, что военная активность увеличилась именно в связи с кризисом в отношениях Москвы и Запада. Целью маневров было продемонстрировать готовность альянса защитить всех его членов от любой угрозы, связанной с изменением условий безопасности «как к востоку, так и к югу» от границ НАТО, объявил в среду приехавший в польскую Жагань, где проходят еще одни учения, стартовавшие 9 июня игры Noble jump («Благородный прыжок»), генсек НАТО Йенс Столтенберг. В поездке его сопровождал верховный главнокомандующий силами Альянса в Европе американский генерал Филип Бридлав.
«Мы должны знать, как защищать себя», — прокомментировал начало учений польский министр обороны Гжегож Схетына. Польша и балтийские республики на протяжении более года выступают главными инициаторами интеграции стран НАТО, указывая на российскую военную угрозу. Реагируя на аннексию Крыма и начало боевых действий на востоке Украины, Литва вернула обязательную военную службу, а Латвия и Эстония заговорили о возможной внутренней дестабилизации, инициированной, по примеру украинского Донбасса, Москвой.
В апреле министры обороны Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании и Исландии подписали совместную декларацию об укреплении военных связей с прибалтийскими странами. Северная Европа должна быть готовой к возможным «кризисам и инцидентам из-за России», заявили они в документе.
По сравнению с предыдущими годами интенсивность учений ощутимо выросла, а количество участников возросло, обращает внимание военный эксперт Владимир Евсеев. Он указывает на то, что маневры, ранее проводившиеся «достаточно ограниченно», например, в Норвежском море, приобрели несвойственный им масштаб. Кроме того, подмечает Евсеев, союзники продемонстрировали ранее не характерные для Европы сигналы, вроде демонстративного проход бронированной техники по территории ряда государств. Так, в феврале на День независимости Эстонии в Нарве, в непосредственной близости от российской границы, прошел военный парад, в котором приняли военнослужащие из Великобритании, Испании, Латвии, Литвы, Нидерландов и США.
Большая стратегия сдерживания
Учения — лишь часть стратегии по оживлению военной составляющей блока на фоне присоединения Россией Крыма и начала боевых действий на востоке Украины. В середине марта генсек Альянса Йенс Столтенберг анонсировал «крупнейшую адаптацию силовых структур после окончания «холодной войны», частью которой должно было стать повышение уровня сотрудничества армий блока, включая расширение программы совместных учений. Тогда же было объявлено о размещении в шести восточных странах Альянса (Болгарии, Польше, Румынии и трех балтийских республиках), наиболее близко расположенных к границам России, командных центров НАТО. Они, в свою очередь, будут координировать 5-тысячное подразделение постоянной готовности, создать которое страны Альянса решили минувшей осенью. «Вместе мы сильнее», — прокомментировал тогдашний британский министр обороны Майкл Феллон решение Дании, Латвии, Литвы, Нидерландов, Норвегии и Эстонии присоединиться к формированию единого подразделения. Командные центры должны заработать уже в следующем году, экспедиционный корпус, готовый к переброске в любую точку стран НАТО, будет полностью укомплектован к 2018 году.
По информации британской The Times, Пентагон уже принял решение передислоцировать сотни морских пехотинцев на британские и другие европейские боевые корабли в Средиземном море в качестве сил быстрого реагирования.
Польша и Румыния также лоббируют наращивание присутствия американской военной техники на своей территории, так как ее переброска более сложна и дорогостояща, чем усиление личным составом. Польский избранный президент Анджей Дуда заявил, что его страна будет настаивать на дальнейшем расширении военного сотрудничества в рамках НАТО. По словам румынского министра обороны Мирчи Души, еще две страны ведут такие же переговоры с Вашингтоном.
Реакция России
Россия использует на протяжении последнего года те же приемы: наращивает интенсивность военных учений и обвиняет противную сторону в провокациях. В конце мая по инициативе министра обороны Сергея Шойгу прошла не анонсированная заранее проверка боеготовности, в ходе которой по тревоге были подняты 12 тыс. военнослужащих, 700 единиц боевой техники и 250 боевых самолетов. Москва объяснила это подготовкой к стратегическим командно-штабным учениям «Центр-2015», запланированным на сентябрь.
«Мы учитываем огромное количество учений, не приветствуем их, это шаги, направленные на обострение обстановки», — прокомментировал в четверг активность стран НАТО генсек ОДКБ Николай Бордюжа на пресс-конференции в Москве. «Заявления о том, что Россия отрабатывает планы нападения на прибалтийские республики, я рассматриваю как провокацию, спекулятивную деятельность, направленную на получение дополнительных дивидендов и привилегий от более крупных партнеров по НАТО», — добавил он.
По оценке Евсеева, количество провокационных действий в отношении России: так американский эсминец Donald Cook в апреле зашел в Черное море и был вынужден уйти только после того, как Россия подняла авиацию. Американская сторона тогда обвинила в провокации именно российские истребители. Впрочем, о провокациях Москвы говорят и на Западе — обычно в связи с нарушением воздушного пространства стран НАТО и их партнеров. По данным генерал-майора ВВС Швеции Микаэля Бюдена, в последний год истребители его страны вдвое чаще вылетают на перехват российских самолетов, чем еще два года назад. Нервную реакцию вызвало и недавнее объявление президента Владимира Путина о пополнении российского ядерного арсенала 40 новейшими межконтинентальными ракетами.
«Несмотря на махание саблей, Путин и Кремль не хотят войны с НАТО, — отмечают на страницах The New York Times исследователи из Института Брукингса Фиона Хилл и Стивен Пайфер. — Но российские силовые элиты знают, что им не хватает экономических и военных ресурсов на крупный конфликт конвенциональными средствами, так что Москва должна достигать своих целей, не провоцируя тотальной мобилизации, — через гибридные тактики и запугивание, включая угрозы ядерного удара».
Появление американских танков у российских границ в Москве восприняли как вызов. Россия сможет быстро нарастить силы вдоль западных границ и перебросить в Калининград способные нести ядерные вооружения комплексы «Искандер», объявил «Интерфаксу» 15 июня координатор управления генеральных инспекторов Минобороны России генерал армии Юрий Якубов.
Источник: rbc.ru