Во вторник Владимир Путин продолжил серию переговоров с ближневосточными лидерами о ситуации в регионе и действиях России в Сирии. Во вторник вечером он встретился с председателем Палестинской автономии Махмудом Аббасом. В среду днем в Кремле Путин проведет переговоры с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Начнут день все трое с посещения церемонии открытия Московской соборной мечети.
Ближневосточный съезд
Аббас и Эрдоган прибывают в Москву после краткосрочного визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. В понедельник израильский премьер посетил Москву впервые после длительного перерыва с 2013 года. В центре переговоров, судя по заявлениям, сделанным во время и после них, были ситуация в Сирии и ее влияние на взаимодействие стран. Россия и Израиль договорились создать механизм предотвращения возможных инцидентов между военными двух стран в Сирии, израильский премьер также убеждал Путина в необходимости обеспечения гарантий того, что поставляемое в Сирию российское оружие не попадет в руки террористического движения «Хезболла».
Нетаньяху одержал победу, добившись создания механизма координации, но Путин выигрывает большую войну, добиваясь признания растущего влияния России на Ближнем Востоке, прокомментировал итоги визита израильского премьера Давид Маковский, эксперт Washington Institute в комментарии для Foreign Policy.
На встречах с Аббасом и Эрдоганом продолжатся консультации по ситуации на Ближнем Востоке в целом и по Сирии в частности. Увеличивающееся присутствие России в Сирии и ее поддержка режима Асада продолжает быть главным раздражителем в российско-турецких отношениях, пишет турецкая Daily Sabah. Эрдоган еще раз попытается убедить Путина в том, что режим Асада — главный источник нестабильности в регионе, а инициативы России и Ирана не принесут мира, пока Асад остается у власти, сообщает издание.
На прошлой неделе Путин провел телефонный разговор с королем Саудовской Аравии Салманом аль-Саудом. Еще ранее, в августе, в Москве с визитами побывали президент Египта Абдельфаттах ас-Сиси, наследный принц Абу-Даби и заместитель верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ Мухаммед аль-Нахайян, а также король Иордании Абдулла II, на переговорах с которыми обсуждалась ситуация в Сирии и в регионе.
Серия ближневосточных контактов продолжается и по линии Министерства иностранных дел. В середине этой недели в Москве побывает очередная делегация сирийской оппозиции из Комитета патриотического и демократического действия, во вторник замминистра иностранных дел России Михаил Богданов провел переговоры со своим иранскими коллегой Хоссейном Амиром Абдолахияном.
Президент России Владимир Путин и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху (справа налево) во время встречи в Ново-Огарево. 21 сентября 2015 года
Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Выход из изоляции
Сирийская проблематика была в центре и трех сентябрьских телефонных разговоров министра иностранных дел Сергея Лаврова с американским коллегой Джоном Керри, а в минувшую пятницу состоялся первый с начала украинского кризиса телефонный разговор министров обороны США и России Эштона Картера и Сергея Шойгу.
Ближневосточные лидеры разочарованы политикой президента США Барака Обамы в регионе, поэтому они с интересом воспринимают российские инициативы, даже те, кому политика Москвы не очень нравится, говорит советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина. Это разочарование испытывают самые разные лидеры, от Нетаньяху до монархов стран Персидского залива, их сейчас объединяет одно — недоверие к Бараку Обаме и попытки найти опору в других точках мира, говорит Супонина.
Любая активность в большой политике вызывает всплеск внимания, но ценится действие, поэтому российские шаги в Сирии вызвали такой интерес у ближневосточных лидеров, полагает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Однако говорить о том, что активизация диалога с различными иностранными партнерами по Сирии является свидетельством того, что Россия вышла из изоляции, преждевременно, указывает эксперт. Своими действиями в Сирии Россия, конечно, расширила пространство для разговора с международными партнерами и сделала это вполне сознательно, потому что в пространстве Донбасса разговор превратился в повторение одного и того же без продвижения вперед, говорит Лукьянов. Поэтому рациональным шагом было добавить к кругу обсуждаемых тем совершенно новую, ту, которая сулит гораздо больше перспектив, чем ситуация на Украине, полагает эксперт.
У приезжающих в Москву лидеров разная повестка переговоров: Нетаньяху приезжал обсудить меры противодействия «Хезболле», Аббас — чтобы пожаловаться на Нетаньяху, а Саудовской Аравии нужно показать, что она может покупать оружие и иметь поддержку в столицах, отличных от Вашингтона, говорит Ариэль Коэн, директор компании International Market Analysis.
Россия, в свою очередь, пытается повысить свой статус на Ближнем Востоке, но вряд ли ей по силам сыграть определяющую роль: в палестино-израильском урегулировании такую роль не может сыграть ни Россия, ни США; в Ираке и Йемене роль Москвы также минимальна, так что действия Кремля можно трактовать как попытку показать США значимость России в регионе и поторговаться за Донбасс и Украину, говорит Коэн. Несмотря на участившиеся контакты Путина с международными лидерами, Россия остается в полуизоляции, что, однако, не исключает возможности краткой встречи Путина и Обамы в Нью-Йорке на Генеральной ассамблее ООН на следующей неделе, предполагает эксперт.
Источник: rbc.ru