Об этой техногенной катастрофе неизвестно почти ничего, ее вспоминают лишь время от времени. Конечно, Сормовская авария не сравнится с Чернобылем, но она заслуживает не меньшего внимания. Расскажем, что произошло на Волге в январе 1970 года.

 

Взрыв было видно издалека

Подлодка К-320 была частью проекта К-670: тогда строительство атомных субмарин шло ударными темпами. А это судно обладало еще и рядом технических преимуществ – оно получилось сравнительно компактным (95 метров в длину) и имело прорезиненное покрытие, за счет чего снижалась шумность. Из Северодвинска субмарина была доставлена в акваторию Волги, где 18 января 1970 года она должна была пройти гидравлические испытания. Тогда-то и произошло непредвиденное – сам собой запустился ядерный реактор.

 

Подводная лодка проекта К-670

Мощнейшим взрывом сорвало не только заглушки устройства, но и люк подводной лодки. Оказалось, что все это были цветочки: реактор сбросил избыточное давление и успокоился. Но и без более серьезных последствий ситуация выглядела катастрофически. А рабочие совершенно ничего не подозревали. Вот что, например, вспоминает участник тех событий Александр Зайцев:

Тогда, успокоившись и умывшись холодной водой, все разошлись по домам. Лишь спустя сутки у людей стали собирать и сжигать находившуюся на них в тот день одежду и обувь… О серьезной радиоактивной аварии на “Красном Сормове” тут же сообщили зарубежные радиостанции. В Нижнем Новгороде же (тогда Горьком) о произошедшем не узнал никто. Так, прошел слушок, что нескольких рабочих-судостроителей обожгло паром из котла сухогруза.

 

Внутри завода

Ни о какой специальной подготовке ликвидаторов или оборудовании речи не было. Устранять последствия катастрофы отправили самих заводских рабочих. За четырехчасовой рабочий день платили 50 рублей, в алкоголе и закуске недостатка тоже не было. Средства ликвидации применялись самые обыкновенные – ведро, тряпка и швабра. Проверяли чистоту тоже обычно: не фонит – хорошо, фонит – перемывай. Грязную воду – в Волгу.

Тревогу не били еще и потому, что о лучевой болезни никто даже не подумал. Люди начали умирать позже; из 750 рабочих, ликвидировавших катастрофу, в живых к 2004 году оставалось примерно 400. Ликвидаторы не получили ни государственных наград, ни официальных компенсаций. Ну а подлодка все-таки была спущена на воду в 1971 году и числилась в составе ВМФ до 1994 года.

Источник: newsland.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *