Самолет Airbus A321 российской авиакомпании разбился в Египте в субботу 31 октября 2015 года. Его обломки лежали в Синайской пустыне. Все 224 человека, находившиеся на борту, в большинстве своем граждане Российской Федерации погибли. В последовавшие дни тема гибели российского пассажирского лайнера над Синайским полуостровом в Египте оставалась в центре внимания СМИ Запада. Информационное сопровождение события важно, поскольку одной из версий происшедшего по-прежнему остается террористический акт. Цель террористических актов, как известно, воздействовать на массовое сознание в нужном для террористов или тех, кто пользуется результатами их деятельности, направлении. В этом отношении магистральное направление в трактовке события в западных СМИ весьма значимо.
Самые важные предварительные выводы о катастрофе, случившейся 31 октября, уже известны:
— погодные условия над Синаем были отличными;
— лайнер развалился на части еще в воздухе;
— данные фиксации полета свидетельствует, что примерно на 21 минуте после взлета самолет стал резко снижаться, теряя при этом скорость;
— ошибка пилотов, как причина катастрофы при том режиме полета лайнера маловероятна, если не исключена;
— потерпевший крушение самолет А321 прошел базовые регламентные работы и находился в эксплуатации 18 лет, что не является предельным сроком использования лайнеров подобного типа.
Основными версиями причины катастрофы остаются две: технический дефект или теракт. В отношение технического состояния гражданской авиации, используемой в России, сразу же последовал организационный вывод Международного авиационного комитета (МАК) — запрет на использование российскими авиакомпаниями лайнера марки Боинг-737. Очевидно, что катастрофа самолета другой марки российской авиакомпании над Синаем была использована в качестве повода для подобного кардинального решения, оставляющего внутренние трассы гражданской авиации в России без основного самолета. В отношение остального спекуляции западных СМИ сейчас сосредоточились на теме: «А была ли бомба?».
Египетские и российские власти в последние дни слишком очевидно демонстрировали, что для них предпочтительна версия «эксплуатационный дефект». Англо-американцы почти сразу же выбрали альтернативную версию — «теракт». Правда, Международный авиационный комитет полагает, что пока рано исключать какие-либо версии и определенно утверждать в пользу того, или иного варианта.
Северная часть Синайского полуострова, над которой погиб российский A321, известна тем, что здесь ведет борьбу группировка радикальных исламистов, присягнувшая на верность террористической группировке «Исламское государство». Причиной катастрофы A-321 могла стать и бомба, заложенная в самолете ее боевиками или сочувствующими. Политическая ситуация в Египте после революции 2011 года и военного переворота 2013 года остается, в целом, напряженной, и возможны теракты и похищения, в том числе, иностранных граждан. В боях на Синайском полуострове за последние полтора года погибли сотни египетских солдат и полицейских после военного переворота в Египте, свергнувшего президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Боевики «Вилайет Синай», год назад присягнувшие ИГ, уже дважды заявляли, что уничтожили российский лайнер в отместку за российские авиаудары в Сирии.
В Великобритании версию прямой причастности боевиков ИГ к крушению российского самолета назвали «вполне возможной» и поддержали на самом высоком государственном уровне. Министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммондв интервью телекомпании Sky сослался именно на заявление группировки «Вилайет Синай» об уничтожении ею российского авиалайнера. Комментарии министра прозвучали накануне визита в Великобританию президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси. «Мы проанализировали всю информационную картину, включая это заявление и, конечно, многие другие данные, и заключили, что эта версия является вполне возможной», — сказал министр.
Более конкретно высказался о катастрофе британский премьер Дэвид Кэмерон после заседания британского комитета по чрезвычайным ситуациям Cobra. Он заявил, что, скорее всего, падение российского самолета было вызвано взрывом бомбы на его борту. Эта версия, по мнению главы правительства, выглядит все более вероятной.
Таким образом, в Лондоне о теракте заговорили на самом высоком уровне. Убедительность версии в трактовке британского руководства подтверждается организационными выводами. Британским руководством принято решение начать эвакуацию британских граждан — туристов из Шарм-эш-Шейха. В настоящее время их находится там около 20 тысяч человек. Чрезвычайные меры по возвращению домой британцев будут приняты уже 6 ноября. В Египет направят пустые чартерные рейсы, которые вернут туристов на родину в Великобританию. Особые меры безопасности предполагают, что багаж туристов перевезут отдельно от них на специально выделенных самолетах.
Из США также последовали комментарии с версией теракта, но с более низкого уровня, чем в Великобритании. Однако, несмотря на это, они более веские, поскольку в них содержатся ссылки на информацию спецслужб и на некие прослушки. Дело Сноудена создало в массовом сознании устойчивое представление, что американский электронный шпионаж вездесущ и всеведущ. Телекомпания АВС News утверждает, что предварительный вывод о закладке бомбы на борт самолета частично основан на неких перехваченных сообщениях. Правда, из самих США утверждают: версия о бомбе на борту самолета «вероятна», но пока рано говорить об этом с определенностью. ЦРУ и другие разведывательные агентства США не сделали официальных заключений. Сообщается, что предварительная проверка американскими спецслужбами пассажиров и членов экипажа не выявила связей кого-либо из них с какой-либо террористической группировкой.
Версию теракта, по информации американских медиа, косвенно подтвердили сами египтяне. Три высших руководителя аэропорта Шарм-эш-Шейха, включая главу службы безопасности, были уволены в минувшую среду сразу после того, как следствие выявило фатальные прорехи в процедуре безопасности в аэропорту. Агентство Reuters подытожило версию теракта, сообщив, что спецслужбы Запада склоняются к версии подрыва российского лайнера боевиками «Исламского государства».
Последовавшая за трагическим событием приостановка полетов гражданской авиации над Синаем также подтверждает версию теракта. Вслед за Великобританией Нидерланды отказались от полетов в этом районе. Управление гражданской авиации Ирландии приостановило полеты всех ирландских перевозчиков на Синайский полуостров или оттуда до особого распоряжения. Над Синаем перестали летать самолеты Lufthansa и Air France без каких-либо запретительных указаний правительств Германии и Франции. Федеральное министерство по транспорту Германии вынесло лишь общее предупреждение авиакомпаниям, посоветовав избегать полетов над северной и юго-восточной частями Синайского полуострова. Из-за крушения российского авиалайнера МИД Германии обновил рекомендации для туристов, планирующих поехать в Египет. Министерство рекомендовало германским туристам, пострадавшим от решения авиаперевозчиков, связаться со своим туроператором или авиакомпанией. Правда, в то же время, несмотря на весь этот ажиотаж, турецкие и швейцарские авиакомпании продолжают авиарейсы в Шарм-эль-Шейх.
Авиакатастрофа продемонстрировала, что после инцидента подобного уровня лучше всего — констатировать факты или молчать. Комментарии, поступившие из Египта и России, стали хрестоматийным примером того, чего не следует делать после авиакатастрофы, особенно тогда, когда есть существенные подозрения на террористическую активность.
В минувшую субботу в течение нескольких часов после случившегося египетские авиационные власти выдали несколько версий, которые, как выяснилось позднее, не соответствовали действительности. Самолет благополучно вышел из египетского воздушного пространства, утверждал один чиновник. Другой дал подробное описание того, как пилот самолета сообщил о проблемах с системой радио и попросил разрешения совершить аварийную посадку на любом подходящем аэродроме. Эта информация позднее отрицалась без объяснения, как подобного рода ложные версии вообще могли появиться на свет. Руководство российской компании «Когалымавиа», которой принадлежал лайнер, в свою очередь, без всяких на то оснований запустило версию, что причиной катастрофы авиалайнера стало некое внешнее воздействие на самолет во время его полета. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал любые предположения о причинах авиакатастрофы спекуляциями. И египетские, и российские власти немедленно исключили прямую ссылку на акт террора, как причину авиакатастрофы. Египетский министр иностранных дел Самех Шукри в интервью CNN заметил, что «несколько изумлен» заявлением британской стороны, но далее признался: «Последствия могут быть также для огромного количества египтян, сильно зависящих от туристической отрасли».
Влияние индустрии туризма на позицию Египта, а в случае с Россией — общеполитическую ситуацию были очевидны для внешнего наблюдателя. Этим и воспользовались для продвижения версии «теракт». На фоне сомнительных заявлений из Египта и России последовали комментарии из США и Великобритании в пользу версии террористического акта.
На что рассчитывают американцы и британцы, предложив в информационном потоке миру версию теракта? Они полагают, что общественная поддержка в России военной операции в Сирии достаточно высока, но нестабильна. В случае, если утверждение группировки ИГ о том, что именно она несет ответственность за взрыв лайнера, окажется правдой, то общественная поддержка в России российскому военному вмешательству в Сирии временно возрастет. Опросы общественного мнения в России демонстрируют, что большинство россиян устраивает ведение военных действий российскими вооруженными силами, но где-то далеко от российских границ. При этом большинство опрошенных категорически против перспектив гибели российских военнослужащих в ходе сирийской гражданской войны. Кроме того, несмотря на усилия пропаганды, жители России не воспринимают «Исламское государство» в качестве непосредственной угрозы своей собственной безопасности. В американских официальных кругах полагают, что если версия террористического акта подтвердится, то, следуя требованию общественного мнения, ответная реакция России будет «массивной и носить военный характер». Президент РФ окажется под мощным давлением, вынуждающим ответить виновным в катастрофе демонстративно, массированно и с применением силы. По мнению западных наблюдателей, президент Путин не сможет поступиться собственным реноме сильного лидера в ситуации, когда версия теракта подтвердится. В этих условиях акт терроризма может втянуть Россию в войну в Сирии глубже.
Таким образом, катастрофа российского авиалайнера продолжает политизироваться для России, как во внутреннем, так и международном пространстве. Версия теракта позволяет направлять антироссийскую информационную кампанию в русло обсуждений последствий российского военного вмешательства в Сирии и его цены для самого российского общества.
Ну, а что само общество? Инцидент над Синаем показал, что оно в массе своей живет вне рамок реального политического процесса, когда Россия уже второй год является объектом идущей гибридной войны. Оно демонстрирует индифферентный инфантилизм. Очевидно, что российское военное вмешательство в Сирии было воспринято серьезно в исламском мире и не серьезно в самой России. В этих условиях акты международного террора имеют шанс на информационно-психологическое воздействие на находящееся в подобном состоянии российское общество. Оно не мобилизовано, хотя бы в сознании, на войну. Поток российского массового туризма на курорты мусульманских стран продолжается, несмотря на открытое военное вмешательство России в конфлкт на пространстве исламского мира. Очевидно, что российские туристы в настоящее время уязвимы для потенциальных атак террористов в Египте, Тунисе и Турции. Более того, последние события в информационном пространстве вокруг российского авиалайнера, даже в том случае, если причиной его гибели и не был теракт, продемонстрировали высокий потенциал терроризма для воздействия на российское руководство и общество. Теракты в отношение российских граждан просто необходимы противникам России в идущей сейчас против нашей страны гибридной войне. В этих условиях вызывает недоумение позиция российского МИДа, который после начала военной компании в Сирии не внес на своем информационном ресурсе официального предупреждения российским гражданам, собирающихся посетить за рубежом вполне конкретные страны. Для нас очевидно, что подобные официальные предупреждения лучше сделать пусть поздно, чем никогда.
Источник: newsland.com