Корреспондент КАВПОЛИТа поинтересовался, кто виноват в том, что взрываются АЗС в столице Дагестана, – чиновники разных ведомств свалили вину друг на друга.
Скончался один из пострадавших от взрыва и пожара газовой цистерны на АЗС на улице Шоссе Аэропорта. 43-летний мужчина умер в ожоговом центре клинической больницы 28 сентября. На следующий день в Главном управлении МЧС России по Республике Дагестан прошла пресс-конференция на тему пожарной безопасности многотопливных АЗС и АГЗС. На вопросы журналистов ответил начальник управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по РД Юсуп Супьянов.
Чтобы рассмотреть проблему в более широком ракурсе, корреспондент КАВПОЛИТа встретился с начальником отдела Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Арсеном Ярахмедовым, а также поговорил с главным архитектором города Магомедрасулом Гитиновым.
Аномальные расстояния
В Дагестане работает 621 автозаправочная станция,173 из них имеют лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию опасного непроизводственного объекта,сообщил журналистам Юсуп Супьянов. Большинство АЗС, по его словам, эксплуатируются с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности.
«Согласно проведенным проверкам за период 2015 года органами надзорной деятельности МЧС России совместно с органами прокуратуры и другими надзорными органами мероприятий установлено, что на территории республики большинство объектов данной категории эксплуатируются с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности, – сказал Супьянов.
– Особое беспокойство вызывают многотопливные АЗС, расположенные в черте населенных пунктов. Расстояния от этих АЗС до других объектов зачастую не соответствуют нормативным. Во многих АЗС для хранения СУГ – сжиженного углеводорода и жидкого моторного топлива – применяются резервуары со сверхдопустимыми объемами».
Проверки АЗС МЧС республики проводит ежегодно, пояснил госслужащий. Нарушителей пожарной безопасности привлекают к административной ответственности. В Дагестане за 2014 год и истекший период 2015 года были проверены 262 АЗС (АГЗС).
В результате этой работы органы прокуратуры республики возбудили более 20 дел об административных правонарушениях. Решениями судов была приостановлена деятельность шести многотопливных АЗС – до устранения нарушений.
Кроме этого, органы прокуратуры также готовят исковые заявления об устранении нарушений требований пожарной безопасности еще по некоторым АЗС. «Работа в данном направлении продолжается», – резюмировал Юсуп Супьянов.
Взрывоопасный бэкграунд
За последние несколько лет это уже третий взрыв газового резервуара на АЗС города. Во всех трех случаях есть пострадавшие, два человека погибли.
8 июня 2012 года взрыв произошел на автозаправочной станции на проспекте Ахмедхана Султана. Погиб один человек, шестеро пострадали. Спасатели вывели жителей близлежащих домов на безопасное расстояние, эвакуировав 94 человека.
Аналогичный случай произошел в августе 2014 года, но уже на кольце проспекта Акушинского. Пострадали четыре человека.
История повторилась и в этом году. На этот раз, повторимся, взорвалась АЗС по улице Шоссе Аэропорта. Площадь пожара составила 120 квадратных метров. Пострадал один человек.
Мужчина 43-х лет получил сильнейшие ожоги головы, лица, шеи, верхних и нижних конечностей. 28 сентября он скончался.
«Ни разу не разрешили»
Начальник управления архитектуры и градостроительства администрации г.Махачкалы Магомедрасул Гитинов рассказал корреспонденту КАВПОЛИТа о правилах строительства и расположения АЗС.
«Есть соответствующие технические нормативы, есть градостроительные сметы, есть и другие требования к заправкам. Но основное нарушение, которое допускают на наших заправках – это расстояния от закопанного резервуара до жилого строения, – пояснил чиновник.
– Если АЗС заправляет 500 машин в сутки, то между закопанным резервуаром с топливом и любыми другими строениями должно быть не меньше 25 метров. Это правило нарушается практически везде. Чтобы устранить такие нарушения, можно построить защитную стенку с расчетом на взрывоопасность.
Но эти заправки уже давно построены. За мое пребывание на посту начальника управления архитектуры здесь никому не было выдано разрешение на строительство АЗС.
Я считаю, что заправки, которые построены с нарушениями, необходимо закрывать. А если не закрывать, то нужно заставить владельцев АЗС за свой счет сделать все полагающиеся мероприятия для того, чтобы обезопасить население от несчастных случаев. Скажем, построить те же бетонные стены, но требовать эти меры от владельцев АЗС должен Ростехнадзор».
Понастроили тут
Начальник отдела Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Арсен Ярахмедов дал небольшое интервью корреспонденту КАВПОЛИТа.
– Известны ли вам причины взрыва и возгорания АЗС на улице Шоссе Аэропорта?
– На момент возгорания на АЗС находился руководитель этого предприятия. Они сработали очень оперативно. Он остановил движение в час пик, вызвал пожарников.
Со слов хозяина этой заправки, газ начал выходить из емкости. Видимо, какая-то искра в этот момент спровоцировала возгорание. Емкость недавно проверялась. Там везде стоят клапаны, обратный клапан должен был закрыться, когда произошла утечка газа. Но по каким-то причинам клапан не закрылся.
В 25 метрах от этого АЗС жилых помещений нет. Возможно, нам поэтому удалось избежать серьезных последствий. Комиссия из девяти человек сейчас работает над выяснением причин возгорания. Но пока работа комиссии не завершена, точные причины мы назвать не можем.
В августе прошлого года на проспекте Акушинского произошел взрыв газового резервуара на АЗС. По этому вопросу также была создана комиссия. Причины возгорания АЗС выявлены, виновные наказаны, был суд.
– АЗС в городе располагаются слишком близко к жилым домам и коммерческим помещениям. Какими правилами это регулируется, и если расстояния не соответствуют нормам, то почему эксплуатация разрешена?
– На сегодняшний день расстояния между АЗС и жилыми помещениями проверяются также и МЧС РД. Согласно федеральному закону №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», все необходимые нормы строительства и безопасности в законе расписаны.
Но заправки были построены давно. А после того как их уже построили, вокруг них появляются дома и магазины. Многие владельцы АЗС выигрывают суды. Потому что большинство из этих станций были введены в эксплуатацию в 1970-80 годах. А потом вокруг этих АЗС появляются дома, кафе пристройки. Хотя их там не должны быть. Кто разрешает их строительство?
– В этом году уже только за первое полугодие было оштрафовано более 40 предприятий. Самые распространенные нарушения на сегодняшний день – это неаттестованный персонал. Операторы на АЗС должны проходить специальную подготовку. Должны быть готовы к внештатным ситуациям.
– Какие меры вы собираетесь предпринять, чтобы предотвращать в дальнейшем взрывы и возгорания? Может, все-таки стоит перенести заправки в безопасное место?
– Если у объекта нет регистрации, то мы не имеем право его проверять и писать предписания. Предприниматель должен прийти и зарегистрировать опасный производственный объект.
После этого только мы ведем контроль этих объектов. Незарегистрированных АЗС у нас много. Контролировать и пресекать их незаконную работу должны правоохранительные органы.
Если нет коллективной жалобы об угрозе жизни людей, мы также не имеем право проверят АЗС внепланово ни в городе, ни за его пределами. А плановые проверки мы имеем право проводить один раз в три года. Так предусмотрено законом.
Конечно же, опасные производственные объекты, которые угрожают жизни населения, желательно было бы переносить за пределы города или же в безопасное место. Этот вопрос обсуждался и в администрации города. Но в таком случае этим предприятиям нужно выплатить компенсацию. Видимо, это и тормозит процесс решения проблемы.
Фаина Качабекова
Источник: newsland.com