Бегущая по судам

Бегунья Юлия Степанова, заявившая о применении допинга в российской легкой атлетике, попросила политического убежища в Канаде. Об этом сообщил член комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Игорь Ананских. «Лента.ру» приводит ретроспективу откровений спортсменки и объясняет мотивы ее действий.

«Ситуация резко изменилась к лучшему»

«Степанова со своим мужем сейчас находятся в Канаде, где они попросили политического убежища, что является еще одним доказательством спланированной акции. Все это говорит о субъективном подходе WADA». Член комитета Госдумы Игорь Ананских уверен: бессрочная дисквалификация, наложенная на Всероссийскую федерацию легкой атлетики, — очередная попытка давления Запада на Россию.

«Сейчас много шума вокруг наших спортсменов, но я хочу сказать, по атлетам, которые попались на допинге, Россия находится в нижней части мировой таблицы. Мы далеко не самые злостные нарушители. Да, лет 7-8 назад у нас действительно были большие проблемы с допингом. Но за эти годы проделана огромная работа, ситуация резко изменилась к лучшему», — цитирует Ананских «Советский спорт».

Факты, впрочем, говорят о том, что ситуация вокруг отечественной легкой атлетики и ее представителей складывается далеко не столь однозначно. 13 ноября совет Международной федерации легкоатлетических ассоциаций (IAAF) принял решение на неопределенный срок отстранить Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) от международных соревнований на основании доклада Всемирного антидопингового агентства (WADA).

9 ноября на пресс-конференции в Женеве независимая комиссия WADA в лице его главы Дик Паунд обвинила Россию в многочисленных нарушениях антидопинговых правил и рекомендовала IAAF отстранить российских легкоатлетов от участия в соревнованиях под ее эгидой, в том числе в Олимпиаде-2016.

Первоначальная реакция российской стороны, в частности министра спорта Виталия Мутко, была резко отрицательной. WADA квалифицировалась как ангажированная и не имеющая серьезного веса организация, выполняющая политический заказ. Риторика изменилась после встречи главы Олимпийского комитета России (ОКР) Александра Жукова с президентом Международного олимпийского комитета (МОК) Томасом Бахом, по итогам которой российская сторона признала факты многочисленных нарушений и заявила о грядущих переменах не только в означенной дисциплине, но и во всем отечественном спорте. Сменил тактику и сам Мутко, на срочно созванной пресс-конференции потребовавший для себя дополнительных полномочий для решения проблем с федерациями.

Игорь Ананских Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости 99,9 процента допинга

Кто же такая Юлия Степанова? Об этой российской бегунье на 800 метров, лучшим достижением которой было третье место на чемпионате Европы в помещениях — впоследствии результат был аннулирован из-за найденного у спортсменки допинга — СМИ впервые заговорили в конце прошлого года.

3 и 7 декабря 2014 года немецкий телеканал ARD выпустил в эфир две части документального фильма. Его автор, журналист Хайо Зеппельт, поведал с экрана о систематическом применении допинга российскими легкоатлетами. Там-то Степанова (в девичестве Русанова) вместе со своим мужем Виталием — бывшим сотрудником Российского антидопингового агентства (РУСАДА) — и выступила с обвинениями в адрес ВФЛА.

В частности, супруги утверждали, что высокопоставленные представители ВФЛА поставляли атлетам запрещенные препараты в обмен на пять процентов заработка спортсмена, находясь при этом в тайном сговоре с сотрудниками служб допинг-контроля, которые фальсифицировали тесты и покрывали попавшихся на позитивном результате.

Спортсменка сообщила, что в 2011-2012 годах выступала на соревнованиях, используя допинг, о чем знали ее тренер Алексей Мельников и специалист международного уровня по антидопинговой работе Сергей Португалов. В фильме демонстрировалась переписка Степановой с Португаловым, где он давал ей советы по поводу приема запрещенных препаратов. Спортсменка утверждала, что в легкоатлетической сборной России допинг употребляют «99,9 процента спортсменов».

В феврале 2015-го, когда завершилась ее двухлетняя дисквалификация за применение допинга, Степанова рассказала комиссии WADA о том, что, получив положительный результат на допинг в ходе чемпионата России по легкой атлетике в Саранске в июле 2010 года, сразу же заплатила 30 тысяч рублей директору Московского антидопингового центра Григорию Родченкову за сокрытие результатов.​

Хайо Зеппельт Фото: imago sportfotodienst / Global Look

Также Степанова заявила, что у нее есть гораздо больше доказательств о фактах применения допинга в российской легкой атлетике, чем было показано в документальном фильме. «Мой муж Виталий и я хотим донести правду до всех. В России говорят так: законы существуют для того, чтобы их нарушать. Президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев хочет подать в суд на нас? Но у нас есть доказательства. И их гораздо больше, чем показало немецкое телевидение за 60 минут», — приводит слова Степановой Frankfurter Allgemeinen Zeitung.

«То, что я сейчас делаю, скорее всего, сделает меня врагом номер один в России. Я рассказываю о системе, которая есть. Я поступаю плохо, предаю страну… Думаю, Россия мне такого не простит», — резюмировала Степанова.

Судебный процесс не заставил себя долго ждать. ВФЛА сразу подала в Центральный суд Челябинска иск о защите чести и достоинства. Ответчиками были заявлены Виталий и Юлия Степановы, а также Зеппельт и ARD. И тут неожиданно выяснилось, что перед выходом фильма Степановы сменили место регистрации, в результате чего челябинский суд отказался от ведения дела. Оказалось, что Виталий Степанов зарегистрировался в Москве, Юлия — в Нижнем Тагиле.

Впрочем, к тому моменту супруги вместе с годовалым ребенком уже переехали в Германию. Там Юлия 1 февраля приняла участие в одном из местных открытых чемпионатов, после чего Степановы отправились в Канаду. Тут семью после заявления Ананских, вполне возможно, будут ждать очередные судебные разбирательства.

 

Дмитрий Клипин

Источник: lenta.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *