«Совершенно секретно»: В республиках Донбасса выбирали лидеров. Результаты были предсказуемы, в Донецке победил Денис Пушилин. Донецкий публицист Роман Манекин в интервью «Совершенно секретно» рассказывает о том, что остается за кадром выборного процесса.
— Как прошли выборы главы ДНР? С точки зрения военно-полевой, в первую очередь.
— В целом, выборы прошли спокойно. С утра, правда, был серьезный обстрел окраин Донецка. Но, в общем, мы к таким эксцессам привыкли. Чуть позже был отключен украинский мобильный оператор «Водафон». Это, разумеется, причиняло известные неудобства, поскольку большинство жителей ДНР пользуются услугами именно этого оператора. Но отключение «Водафона» — также не новость для нас. Так что бурного всплеска эмоций избирателей, как, быть может, кто-то рассчитывал, не случилось.
— В ДНР немногим свыше ста тысяч из более чем двухмиллионного населения успели получить паспорта граждан республики. Голосуют только они? Вообще каковы правовые основы выборного процесса и их значимость для внешних акторов? Не только Москвы, но и Киева, ОБСЕ и т.д.?
— Что касается самих выборов, то ситуация стабильно вне правовая. Во-первых, эти выборы полностью не легитимны с момента государственного переворота 7 сентября 2018 года (убийства главы ДНР Александра Захарченко). Их невозможно признать в принципе.
Что касается лиц, не имеющих паспортов ДНР, то, разумеется, они участвовали в выборах. Вопреки Конституции ДНР. Но иначе и быть не могло: паспорта республиканского образца по состоянию на настоящий момент, получили 105 100 жителей ДНР, а на территории Республики проживают 2 282 006 постоянных жителей. Власти не допустили к выдвижению в депутаты Народного Совета и на пост Главы ДНР лиц, у которых нет паспортов республиканского образца. Обладатели паспортов Украины могли только голосовать, но не избираться. Плюс в ДНР около 6 000 человек, которым, без объяснения причин, власти отказали в паспортизации. Так что не допустить обладателей паспортов Украины к избирательным урнам в ДНР Денис Пушилин и его команда просто не могли: в этом случае некому было бы голосовать.
Кстати, погода тоже не благоприятствовала выборам. Хотя власти старались: организовали уличные концерты, ярмарки-продажи около избирательных участков. Правда, и вооруженных патрулей было много: перекрыт, по существу, весь центр Донецка. 1500 полицейских участвовали в охране избирательных участков. А полицейские у нас особые: часто это — лица в «камуфляже», без знаков различия, вооруженные АК-47. Но в принципе это стандартная ситуация. Для людей донецких не новая.
— Правильно ли понимаю, что политической конкуренции по сути не было? То, что победит Денис Пушилин, было заранее очевидно?
— Все кандидаты, которые хотя бы словесно могли оппонировать Пушилину, насильственными методами убраны из избирательной кампании. И это могло бы очень плохо сказаться на посещаемости, однако помог Порошенко. Он выступил с призывом к донецким избирателям не приходить на избирательные участки. Порошенко! К донецким избирателям! Тот самый Порошенко, который четыре года обстреливает Донбасс. Результат оказался ожидаемым: люди пошли голосовать. В пику Порошенко. И этого, на самом деле, вполне достаточно для Пушилина, который назначил половину членов Центральной Избирательной Комиссии в качестве Председателя Народного Совета ДНР (еще не сняв с себя соответствующие полномочия), а вторую половину — в роли ВРИО Главы ДНР. А на следующий день представил в качестве главы ЦИКа свою помощницу по Общественному Движению «Донецкая Республика», Ольгу Позднякову. После этого, об итогах выборов ему можно было не беспокоиться. Поскольку заранее было известно, что мониторинга ОБСЕ на выборах 11 ноября 2018 не будет, наблюдателей от оппозиции также, а «рисовать цифры» в Донецке, со времен Рината Ахметова, не разучились.
— В ДНР представлены интересы очень многих «башен Москвы», так скажем. Но Пушилин, это не секрет ни в Донецке, ни в Москве, выдвиженец помощника президента РФ Владислава Суркова. Мы можем победу Пушилина назвать политической победой Суркова?
— Все несколько сложнее, но в целом можем. Но только так. Речь идет об альянсе Суркова с российскими силовиками. Да, эта группировка по состоянию на настоящий момент победила. Но это — Пиррова победа. Объективно Пушилин имеет антирейтинг в Донецке. Невозможно руководить людьми, не готовыми подчиняться. Кукловоды Пушилина договорились руководить за его спиной от его имени. Полагаю, что они просчитались. Что касается интересов Дмитрия Козака (вице-премьер правительства РФ, по кулуарной информации, сильно потеснивший позиции Владислава Суркова в Донецке), то их в новом правительстве представляет бывший советник «Внешэкономсервиса» Ананченко. Эти интересы будут соблюдены, безусловно. В том числе, и потому, что в ведение «Внешэкономсервиса» перешла и «империя» Тимофеева (Ташкента — криминального авторитета, ближайшего соратника погибшего главы ДНР Захарченко – Прим. ред.).
Причем активы Ташкента ушли по дешевке. Между «Внешэкономсервисом» и правительством ДНР было заключено соглашение о предоставлении социальной помощи ДНР на общую сумму 150 млн рублей ежемесячно. На самом деле это ничтожные деньги по сравнению со стоимостью предприятий, которые теперь будет эксплуатировать «Внешэкономсервис». Поэтому после известия о сумме сделки в Сети поднялся шум. В результате, буквально через день «Внешэкономсервис» добавил к 150 млн еще 160. Но это все равно гроши.
Сурков цепляется за внешние денежные потоки, идущие в Донбасс, пытается сохранить себя в «донецкой теме» в Кремле. С другой стороны, Пушилин, объективно, очень слабый игрок. Необразованный, косноязычный интриган, который всегда выступал в роли проводника чьих-нибудь интересов. И всегда предавал своих патронов, после того, как ситуация менялась. Московские силовики, мне кажется, полностью отдают себе отчет в личностных качествах Пушилина. Именно поэтому он стал той компромиссной фигурой, на которую согласились все. Но Пушилин обязательно подведет. А пока, с избранием Пушилина, и Донбасс и РФ понесли серьезный политический урон. Это – реальность.
Но меня, честно говоря, раздражает манера Москвы делать ставку на очевидно неадекватные фигуры. То Янукович, то вот теперь Пушилин. Складывается впечатление, что на Донбассе нет адекватных грамотных порядочных людей. Я их вижу. Каждый день. Москва не видит. Годами. Может какая-то проблема со зрением?
— Общее ощущение стороннего наблюдателя за процессами в ДНР, что происходит давний и долговременный бардак, в который вливаются и российские акторы процессов, и все вместе в нем дружно варятся, умеют играть по этим, внешне кажется, довольно беспредельным даже по российским меркам правилам, и всех это устраивает. Такой, локальный ренессанс 90-х, который собрал всех ностальгирующих. В Донбассе есть ли какой-то внутренний запрос общества на радикальное изменение правил игры в политике, экономике, жизни вообще? И есть ли потенциал общественный для радикальных преобразований?
— Я не знаю людей в Донбассе, которые не пострадали бы от военно-бандитского разгуляя на протяжении последних четырех лет. Просто не знаю таких людей. Но если говорить о механизмах и политических силах, способных осуществить позитивные политические преобразования, то они уничтожены, иногда физически. Например, огромный моральный авторитет в Донецке имеет основатель ДНР Андрей Пургин. Пургин интересен тем, что он, пожалуй единственный в Донбассе, десятилетиями отстаивал идею ДНР. И при Украине. Подвергался преследованию со стороны СБУ, на него были заведены несколько уголовных дел. И представьте себе, Пургину уже много месяцев не выдают паспорт ДНР. То есть, срок действия паспорта гражданина Украины у Пургина просрочен, а паспорт гражданина ДНР — еще раз: Андрею, основателю государства, — местные власти не выдают. Без всяких оснований и указания причин.
Или Александр Ходаковский, экс-командир спецподразделения «Альфа» СБУ, экс-командир батальона «Восток» ДНР, руководитель общественной организации «Патриотические силы Донбасса». Скажу откровенно, если бы весной 2014 года бойцы «Альфы» выступили против демонстрантов Андрея Пургина, никакой «русской весны» в Донбассе не случилось бы. Протестантов было несравнимо больше, но сотрудники «Альфы» — это специалисты по борьбе с уличными беспорядками. Если бы они заняли сторону лидеров Майдана, разогнали бы донецкий «Анти-Майдан» буквально в два счета. Еще весной 2018 года Александр Ходаковский заявил о своих амбициях по выдвижению на пост главы ДНР. А летом выехал к семье в Крым. А после переворота 7 сентября 2018 года, Народный Совет, который возглавлял господин Пушилин, принял Закон «О выборах Главы ДНР», в котором прописал, что кандидат на должность Главы должен представить документы в ЦИК лично. А Ходаковский находился на территории РФ. И когда решил приехать в Донецк для участия в избирательной кампании, его просто не пропустили через границу. Причем, российские пограничники.
Или Павел Губарев. Как поступили с ним? В 2018 году в упомянутом Законе обязали кандидатов на должность Главы, перед выдвижением, собирать подписи потенциальных избирателей, готовых за него проголосовать. Для Пушилина и его спойлеров подписи собирались в бюджетных учреждениях и организациях под надзором руководителей и начальников этих учреждений (читай: под угрозой увольнения, что при повальной безработице, царящей в Донбассе, для многих семей смерти подобно). А Павлу Губареву пришлось собирать подписи буквально на улицах. Собрал. Разумеется, при таких условиях в подписные листы закрались ошибки. В итоге, кандидатуру Губарева, еще до голосования, выбили из выборной кампании. Фальсификация подписных листов является уголовным преступлением и потенциально, Губарев мог бы попасть под уголовное преследование. Павел указанной перспективе не обрадовался — что понятно. И выехал в РФ.
Так что запрос на преобразования есть. Механизмы отсутствуют. Человека в любой момент могут убить за не вовремя сказанное слово. И никто не понесет за это ответственность. Очень не многие готовы в таких условиях сопротивляться. Единицы.