Первые два срока Путина прошли под эгидой либерализма, сочетаемого с осторожным укреплением государственной вертикали. Страна задышала. А Путин и Медведев устремились в золотой миллиард. Еще в 2005 году Путин во всеуслышание заявлял, что именно туда Россия и должна попасть. Интегрироваться в среду глобальных лидеров западного мира. И план более-менее исполнялся.
Главным для экономической стратегии Путина первых 10 лет было вступление в ВТО. Именно ради этого перекроили всю российскую экономику и подняли цены на сырье, отвязав их на внутреннем рынке от себестоимости и привязав к неким мировым ценам. Но самое удивительное, что внутрироссийские цены на ресурсы росли и тогда когда рос весь мир – и когда все сырьевые рынки падали. Глобальная рыночная экономика с российской спецификой.
Вступление в ВТО было нужно нам для открытия глобальных рынков, где мы сразу должны были бы стать лидерами. Но проблема в том, что нас никто там не ждал на наших условиях, а пока внутрироссийские цены на сырье и энергоносители выравнивали с миром, от этого нехитрого плана издохла большая часть российской промышленности, как наукоемкой, так и простейших переделов. Даже мебель полного цикла в России выпускали всего несколько предприятий…
В ВТО мы вступили, но продавать на глобальные рынки нам было уже нечего. Странно, но за 2010-е годы умерла в младенчестве даже индустрия российских компьютерных игр. Посмотрите сколько их выходило в 2000-е и сколько выходит сейчас. Нисколько.
Что мы могли предложить глобальному миру в который так стремились? Кроме наших очень богатых чиновников и их прекрасных детей, которые дружно переехали на ПМЖ в Лондон и Майями? Сталь. Даже не всегда сталь, чаще заготовки для проката.
И что же? Оказалось, что в рамках ВТО можно легко ограничить поставки нашей стали. Получается, что главная цель, которую 10 лет усердно достигалась в ущерб российской экономике – фикция.
В золотой миллиард нас не взяли.
Тогда была придумана новая тема: Мюнхенская речь и Таможенный союз. Идея с ТС выглядела вполне перспективной и логически верной. Это была пересборка советского хозяйственного комплекса на новых принципах. Кроме того с таким экономическим блоком гораздо проще разговаривать с остальным миром.
Основой ТС должны были стать четыре страны: Россия, Украина, Беларусь и Казахстан. Все вместе они по сути представляют из себя большую историческую Россию – полноценное русское Отечество в его объективных, а не политических границах.
Но вот беда: мы упустили Украину. Самым некрасивым и дурацким образом. Штаты растили там новую элиту, перешитых школьников, а наша власть – коррумпированный российский бизнес и кучку приспешников Януковича. Американцам оставалось только нажать на больное место, чтобы гнойник прорвало.
Крымский консенсус, сложившийся после присоединения полуострова, дал демону советского империализма новый повод для жизни. И за присоединением Крыма как-то никто не заметил, что это была не победа РФ, а самая большая утрата с момента крушения СССР.
Конечно, замечательно, что Крым в составе РФ. Но плохо – что в обмен на потерю целой Украины.
ТС, если бы он состоялся совместно с Украиной, стал бы постепенно не только единой экономикой, культурным и гражданским пространством, но и конфедеративным субъектом. То есть мечта всех советских имперцев о восстановлении СССР была буквально за поворотом.
Но России было не до таких мелочей, как качественная политика на просторах СНГ: у нас же была Олимпиада, хотелось сделать красиво. Но красиво сделали нас. Все медали отобрали, а олимпийское движение РФ сравняли с землей…
Но вернемся к главному. Россию в глобальный мир с наскока не пустили. Все прекрасные идеи насчет финансовой столицы и передовой инвестиционной экономики пошли прахом. Оказалось, что российских криминальных бизнесменов на Западе готовы видеть только как частных инвесторов и добрых семьянинов. Но не как коллективный субъект со своим геополитическим видением.
Умные люди еще в начале этого пути могли сказать, что будет именно так. Но российские тузы, опьяненные приватизацией советского наследства, посчитали, что держат весь мир за кису.
С золотым миллиардом не вышло. Потом оказалось, что демократия, свобода слова и парламентаризм – это тоже не для нас. Даешь этим хамам свободу – и слушаешь жужжание квадрокоптеров над своим поместьем в рублево-успенском. Кому такое понравится? Мало того, они потом еще своими корявыми ручонками во всякие реестры лазают, выясняют, где чей бизнес, кто на каких потоках сидит. Кто кому самые ликвидные активы РЖД и РАО распродал…
А тем временем Таможенный союз, точкой сборки которого была именно Украина и который действительно мог вывести РФ и Путина на новый уровень, затрещал по швам.
Конечно, во всем виноваты коварные пиндосы. Ну а кто еще? Это они влезли в украинское образование. Пока Греф делал гешефты на украинской инфляции, они тратили миллиарды долларов на украинизацию Малороссии – и довольно малой кровью разрушили всю работу по ТС, которую вела РФ.
Но впрямь ли они виноваты?
Тигр виноват, что охотится на антилоп? США с момента своего зарождения были мировым хищником. Новой моделью великой Британской империи. Американцы прекрасно нагрели руки на Первой и Второй мировых войнах.
Обижаться и пенять им за их поведение в 2014 году – глупо. Ты выходишь на бой с крепким соперником, он готовился, не пил, не курил, тренировался долго – а ты только позавчера из запоя вышел и трусы у Люськи забыл. Каким будет результат такого боя?
Крым мы забрали, но ТС потеряли навсегда. Забрав Крым, мы еще крепко напугали остальных союзников по ТС – Белоруссию и Казахстан. Они-то помнят с 1991 года, чье мясо съели и где метрополия для Минска и Алма-Аты. Помнят и боятся. И если до Крыма затея с ТС была игрой с ненулевой суммой, то после Назарбаев и Лукашенко разглядели в этом союзе угрозу их политическим раскладам.
Отсюда – разворот обеих стран на Запад.
С кем осталась РФ? С Арменией, Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией? Эти страны могут сотрудничать с нами только одним образом – поставлять нам их мигрантов. Какая экономическая выгода от этого нашим гражданам? Никакой. Сюда идут миллионы мигрантов, туда – два десятка олигархов, которые зарабатывают на местных рынках и ресурсах, а деньги держат исключительно в оффшорах. Как это там сказано? Приватизируем прибыль, национализируем убытки.
В итоге идея с ВТО провалилась полностью. В профите оказалась только сырьевая олигархия, которую Путин все эти годы раскармливал досыта.
Идея с ТС провалилась тоже. Кто в профите? Те немногие наши соотечественники, которых потом ловят в Париже с чемоданами налички.
Когда оказалось, что оба мегапроекта упали, а у России вместо Украины – Крым и конфликт на Донбассе, началось импортозамещение. Но и оно, судя по цифрам и отчетам, настоящего эффекта не дало.
Залитая деньгами оборонка, конечно, дала результат. Но это уже так сказать за пределом общегражданской экономики…
Майские указы 2012 года, которые должны были оживить нашу экономику и социальную сферу – тоже на деле провалились…
Зато за это время накопилась колоссальная кредитная яма, огромный пузырь неплатежеспособности. Продолжает падать и деформироваться рождаемость. И много всего такого, чем сложно похвастать. Например из-за майских указов, средства на которые были расхищены губернаторами Гейзерами и Хорошавиными, более половины регионов РФ де-факто стали банкротами.
И в итоге наглядно обнажился дуализм все нашей экономической стратегии. Он в том, что вся обласканная Путиным элита без стеснения говорила многократно, что хочет жить как в европах. Она всегда заглядывала в рот англосаксам и европейцам. Завидовала. Пыталась стать похожей на них. Гендиректор Ростеха Чемезов об этом заявлял без стеснения…
Наши нувориши хотели, чтобы их капиталы и статусы признали, чтобы они были на равных с Западом. Чтобы их будущее складывалось вдали от холодной и неустроенной РФ. Но они так много накосячили за последние 18 лет, что с Запада их громко попросили вон. И теперь они вынуждены сидеть в РФ и пускать злобные слюни, ненавидя себя самих, страну, которая их кормит, и собственную глупость.
Жить на два дома, на две идеи – экономическое восстановление России и экономические поддавки в игре с западными партнерами – у нашего экономического блока явно не получилось.
Посмеет ли Путин после его инаугурации вычистить поганой метлой это блок – или до того уже блокирован им, что не посмеет?