Арест чиновников ФИФА может стать поворотным пунктом для скандальной футбольной организации. В спорте процветает взяточничество: от «подмазывания» чиновникам, которые помогают устраивать турниры в странах, которые на это не заслуживают, до букмекерских синдикатов, которые загребают грязные деньги от договорных матчей, сотрудничая с нечистыми на руку игроками. ФИФА – руководящий орган мирового футбола – стала глобальным символом этой повсеместной коррупции.
В последние годы вокруг нее то и дело разражаются скандалы, в частности, связанные с распределением глобальных прав на рекламу и предоставлением России и Катару права проведения Кубка мира соответственно в 2018 и 2022 годах. По ФИФА проведены многочисленные расследования и написан не один отчет, но ничто не остановило гнойных процессов в этой организации в Цюрихе.
Ситуация может измениться после событий 27 мая, когда швейцарская полиция по просьбе американской прокуратуры оцепила цюрихський отель и арестовала семерых высокопоставленных чиновников ФИФА по подозрению в получении взяток общей суммой более $100 млн. Среди тех, кого провели к выходу, был и вице-президент организации Джеффри Уэбб – гражданин Каймановых островов, глава КОНКАКАФ (подразделения ФИФА, который объединяет футбольные союзы стран Северной и Центральной Америки и зоны Карибского моря). Последний из этих регионов постоянно фигурирует в коррупционных скандалах уже не один год. Арестованы также чиновники из Уругвая, Бразилии и Коста-Рики (один из них должен был в конце мая стать членом исполнительного комитета ФИФА).
Американское ФБР по меньшей мере четыре года занимается махинациями ФИФА. Хотя США и не относятся к футбольным супердержавам, но они имеют юрисдикцию над любыми транзакциями, проходящими через американскую финансовую систему, проводятся в долларах США или планируются на американской территории. Швейцария не соглашается выдавать своих граждан, но готова выслать иностранцев, если будут соблюдены определенные условия.
Больше всего шума в ФИФА наделали обстоятельства выбора места проведения двух следующих финалов. Но американское следствие углубляется гораздо дальше в прошлое. В официальном обвинении, оглашенном в день арестов, США забрасывают девятерым чиновникам ФИФА (в частности, семерым из тех, кого арестовали в Цюрихе) и пятерым другим вымогательство, мошенничество через использование электронных средств коммуникации и отмывание денег, которые начались, как полагают, еще почти четверть века назад. Некоторые обвинения касаются банкротства в 2001 году маркетингового агентства ISL, связанной с ФИФА. В частности, утверждается, якобы руководство ISL заплатила взяток на сумму более $150 млн за рекламные права и права на медиа-трансляции турниров.
Кроме Уэбба среди обвиняемых есть и его предшественник из Тринидада Джек Уорнер. По словам американских чиновников, четверо обвиняемых уже признали свою вину (среди них сыновья последнего). Сам Уорнер последовательно называет обвинения в свой адрес «идиотскими» и «бессмысленными». В конце мая прошли обыски и в офисах КОНКАКАФ в Майами. Делу помогло сотрудничество бывшего чиновника ФИФА Чака Блейзера, который носил на себе аппаратуру для прослушивания.
Действия США должны поощрить другие государства тщательнее присмотреться к ФИФА. Показательно, что не связанные с нынешним делом швейцарские силовики на прошлой неделе обыскали штаб-квартиру этой организации в Цюрихе, конфисковали электронные записи и заявили о возбуждении уголовных производств в отношении «неназванных лиц» по подозрению в отмывании денег и, возможно, других преступлениях, которые имеют отношение к чемпионатов 2018 и 2022 годов. Будет допрошено десять членов ФИФА, которые участвовали в голосовании, в том числе и министра спорта России.
На момент ареста чиновники ФИФА собрались в отеле Baur au Lac на ежегодный конгресс организации. 29 мая они должны были избирать президента. Действующий в то время руководитель Зепп Блаттер (которого не оказалось среди арестованных или обвиняемых) был сильным фаворитом, в частности благодаря мощной поддержке представителей Африки и Азии. Единственный другой претендент – иорданский принц Али бен аль-Хусейн; остальные претенденты сняли свои кандидатуры в последние недели через тоталитарную атмосферу, которая царит в организации (Блаттера как-то назвали «самым успешным бескровным диктатором прошлого века»).
После арестов на спешно собранной пресс-конференции представитель ФИФА заявил, что выборы все равно состоятся. И добавил несколько не очень правдоподобное: эти рейды – часть процесса реформирования ФИФА. Главная европейская футбольная организация УЕФА призвала отложить голосование, в противном случае пригрозив бойкотом. А 79-летнему Блаттеру хоть и не выдвинули никаких обвинений, он был президентом ФИФА в течение самого темного периода в ее красочной истории.
Большой вопрос для ФИФА на близкую перспективу, кроме того, кто ее возглавит, такой: заставят ли ее пересмотреть предоставление права проведения следующих финалов Кубка мира России и Катару. Это нужно, хоть и маловероятно. Возбужденное американцами дело основное внимание обращает не на голосование по поводу этих турниров. Даже когда швейцарское расследование (которое, собственно, и обращает) что-то обнаружит, то эти результаты должны быть очень серьезными, чтобы можно было повторно провести голосование за место проведения Мундиаля-2018; альтернативной стране-хозяину придется готовиться в авральном режиме за три года. Катар в этом плане более уязвим чем Россия, но уже пережил целый ряд скандалов (в частности, за обращение с трудовыми мигрантами), так что может пережить и этот.
Вопрос на более отдаленную перспективу: что означают события прошлой недели для реформы ФИФА? Как и большинство международных руководящих спортивных органов, она имеет естественную монополию в своем виде спорта благодаря непреодолимым вступительным барьерам для любой потенциально конкурентной организации. Футбольные ассоциации богатых стран могут бойкотировать турниры ФИФА (об этом речь шла внутри европейской федерации), но тогда они теряют доходы от проведения международных турниров, в том числе и контракты со спонсорами. Ассоциации в бедных странах зависят от денег ФИФА и наиболее уязвимы перед коррупцией (взяточничество, которое якобы имело место перед голосованием за Катар, было в основном нацелено на делегатов из Африки).
Швейцарии давно было выгодно пребывания штаб-квартиры ФИФА на ее территории, поэтому организация все еще имеет налоговые привилегии и минимальное регулирование. А когда речь идет об истории, то после расследования может оказаться, что швейцарские власти, кроме вышеупомянутых привилегий, еще и не слишком следили за деятельностью ФИФА.
Некоторые из крупнейших спонсоров Кубка мира выразили обеспокоенность по поводу того, как эти скандалы «запятнали» (говоря словами Coca-Cola) имидж турнира. В Visa заявили, что когда в ФИФА не произойдет никаких изменений, то спонсорство прекратится. Больше надежды на преобразования могут дать именно корпорации, которые оплачивают мундиаль, ведь они боятся, чтобы не испортить себе репутацию.
Изменения в такой организации возможны, что подтверждает опыт Международного олимпийского комитета. В 1990-е он пережил целый ряд скандалов, в частности вокруг подарков в преддверии зимних Олимпийских игр-2002 в Солт-Лейк-Сити. С тех пор МОК улучшил управление, внедрив серию мер, таких как исключение скомпрометированных членов, более жесткие, правила проведения конкурсов и ограниченное во времени членство в комитете. ФИФА уже провела некоторые реформы и открыла «горячую линию», но все равно остается непрозрачной и страдает от внутренних конфликтов.
Америку нещадно критикуют за то, что длинная рука закона хозяйничает во всем мире. Но в этом случае много критиков будут благодарны за то, что США забросили юридическую бомбу в организацию, которой слишком давно слишком много сходит с рук. Принц Али назвал 27 мая «печальным днем для футбола». Возможно, его еще будут считать счастливым, если последствия помогут запустить давно назревший процесс очистки самой скандальной спортивной организации мира.
Источник: euroua.com