В Санкт-Петербурге Международная федерация футбола (ФИФА) решила несколько важных организационных моментов: презентовала социальную стратегию развития и календарь соревнования, провела жеребьевку отборочного этапа к турниру. При этом в течение четырех дней представителям ФИФА против своей воли приходилось отвечать на неудобные вопросы про расизм, недовольство спонсоров и коррупцию. В свою очередь последние события в российском футболе показывают, что страна к чемпионату не готова.

Была бы возможность, представители ФИФА в Петербурге говорили бы только о хорошем: ни слова о коррупции и потенциальных угрозах для чемпионата мира – расовой дискриминации и проблемах при строительстве стадионов. Только успехи: делегаты со всего мира, трансляция жеребьевки отборочного этапа на 170 стран, потенциальная аудитория – 100 млн телезрителей, $20 млн на социальные проекты по развитию России перед чемпионатом.

Эти деньги (вложилась не только Федерация футбола, но и российская сторона) среди прочего направлены на экологические проекты, раздельный сбор мусора, поддержку инвалидов, развитие туризма. “Это достаточно ново для России”, – признала во время выступления один из руководителей оргкомитета по подготовке к ЧМ в России Милана Верхунова. Без толчка от ФИФА эти вопросы, очевидные для многих стран, в России не получали бы достойного внимания.

Сложилось впечатление, что только международные стандарты, принятые при общении с прессой, заставляли членов ФИФА давать слово журналистам. Понятно почему. Сейчас Федерация футбола переживает тяжелые времена: американцы продолжают расследовать коррупцию в организации, которая, по мнению прокуроров, нанесла ущерб более $150 млн, а крупнейшие спонсоры высказывают по этому поводу озабоченность. При этом любое публичное выступление представителей ФИФА вызывает нелицеприятную ответную реакцию.

Выступает президент организации Зепп Блаттер в Цюрихе с речью о реформах – его обсыпают фальшивыми долларами со словами “на поддержку чемпионата мира в Северной Корее в 2026 году”, намекая на возможную коррупцию при определении стран-хозяек чемпионатов в России и Катаре; докладывают коллеги Блаттера в Петербурге об устойчивом развитии и социальных обязательствах федерации – глава одного из ключевых партнеров Visa Чарли Шарп заявляет, что не видит в ФИФА изменений к лучшему, а подавший в отставку Блаттер явно засиживается на своем посту (перевыборы назначены только на 26 февраля 2016 года).

Периодически тревожные новости в офис ФИФА приходят и из России. С одной стороны, по словам генерального секретаря федерации Жерома Вальке, за три года до чемпионата мира в Бразилии было значительно больше проблем, чем за тот же период до первого матча в России. С другой – нюансы все же имеются. К примеру, строящийся с 2006 года стадион в Петербурге на данный момент готов на три четверти и откроется в 2016 году, но играть на нем почему-то нельзя будет еще год. Тут же можно напомнить, что первоначально стоимость проекта составляла 6,9 млрд рублей, а сейчас арена со всем благоустройством вокруг стоит 38 млрд. Стадион в Калининграде и вовсе готов на 0%: строители только выходят на объект, а в ФИФА говорят о некоторой задержке.

Проблем добавляют и российские фанаты, известные во всем мире своими расистскими выходками, а также Российский футбольный союз (РФС), штампующий один скандал за другим. Первые в стартовом матче премьер-лиги заухали, увидев темнокожего игрока Эммануэля Фримпонга, а вторые их не наказали. РФС совершила прокол даже в самом элементарном организационном вопросе: на этой неделе стало известно, что исчезающий спрей, который чиновники закупили для судей, оказался вреден для футбольных полей.

Однако в уютном мире вдохновляющих видеороликов, буклетов и публичных выступлений представителей ФИФА и российского оргкомитета для этих и других проблем места не оказалось. На ряд прямых вопросов чиновники из Международной федерации футбола отвечали расплывчато. Так, до сих пор неясна позиция ФИФА по “делу Фримпонга”: один из представителей организации Федерико Адиекки, который до этого отчитывался об успешной борьбе с расовой дискриминации, ушел от прямого ответа на вопрос. В данный момент ФИФА ждет письменный ответ, почему “Спартак” так и не был наказан.

Впрочем, несколько острых высказываний в Петербурге все же прозвучало. Во-первых, по мнению представителя ООН Юрия Бойченко, российские власти не признают, что в стране существует “такое неприятное явление” как расизм, при этом наблюдение за расистскими выходками на стадионах и наказание за них должно быть более жестким. “Очень важно, чтобы власти признали, что эта проблема существует, и я думаю, это признание еще придет. Реакция властей, их заявления очень важны”, – добавил Бойченко.

Во-вторых, как заявил Жером Вальке, у федерации действительно есть нерешенные вопросы со спонсорами. Потенциальные коммерческие партнеры не торопятся заключать контракты из-за “текущей ситуации” и ждут, когда в ФИФА появится новый президент.

Больше о проблемах в Международной федерации говорить не стали.

На главном событии четырех дней в Петербурге – предварительной жеребьевке к чемпионату миру – тоже не произошло ничего особенного. Проблема этого действа – отсутствие накала: азиатская зона уже сформирована, в Южной Америке все команды и так играют в одной группе, в Океании нет интересных сборных, в Африке и зоне Северной Америки, Центральной Америки и стран Карибского бассейна формировали всего лишь предварительный отбор к предварительному отбору.

Да и обычно напряженная жеребьевка европейского отборочного этапа не была интересна российским фанатам. Национальная сборная и так будет участвовать в финальной части турнира. Зато определились соперники по товарищеским играм: это Бельгия, Босния и Герцеговина, Греция, Эстония и Кипр.

Очевидно, что нейтральные болельщики будут ждать игр в группе А: уже на отборочном этапе встретятся Голландия, Франция и Швеция, в которой один только Златан Ибрагимович интереснее многих сборных вместе взятых. Интересными станут матчи в группе G: там сыграют Испания и Италия. Впрочем, это не означает, что в Россию не приедут эти сильные и любимые болельщиками команды, ведь кто-то из них может добраться через стыковые матчи.

Если кто-то ждал откровений от Владимира Путина и Зеппа Блаттера, то зря. Оба оказались максимально официальны, какими в течение предыдущих мероприятий были их подчиненные, и говорили об “армии болельщиков в России”, “расширении географии футбола”, “атмосфере единства и радости, которая будет на чемпионате”, “сотне тысяч болельщиков, которые приедут впервые в Россию”. Разве что Блаттер заверил, что чемпионат точно состоится в России, но последние события подсказывают, что у нового президента федерации может быть и другое мнение по этому вопросу.

В итоге приезд Федерации футбола в Петербург оказался малоинформативен, хотя у ФИФА было четыре дня и многомиллионная аудитория, чтобы объяснить, что же происходит в организации на самом деле, и идет ли борьба с коррупцией, но этим шансом футбольные чиновники не воспользовались. Может быть, они действительно не понимают, в каком тяжелом положении находятся.

 

Петр Трунков

Источник: rosbalt.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *