В нашем мире плотно укрепился стереотип о том, что белые в Африке – это что-то диковинное. Причем многие принимают бледнолицых за приезжих, военных, ученых или участников группы «Вагнера», присутствие которых мерещится западной прессе абсолютно везде. Однако белые не только живут и путешествуют по африканским странам, эти люди буквально «построили» инфраструктуру и культуру данного континента.
Белые диаспоры сыграли значительную роль в жизни Африки, и крупнейшая из них находится в ЮАР. До 1994 года южноафриканцы европейского происхождения полностью контролировали политико-экономическую жизнь страны, являясь, так скажем, доминирующим меньшинством. Кажется немного удивительным, но это действительно так.
Благодаря белым в Африке была «построена» вся инфраструктура и цивилизация, промышленность и сельское хозяйство. Они привнесли сюда письменность, учебные заведения, развитую религиозную систему и культуру. Многие, наверное, даже не знают, что отсюда «вышли» знаменитые деятели искусства.
Например, в колониальный период был художник Томас Бейнс. Ближе к 19 веку появился Ян Волсхенк, Гуго Науде и скульптор Антон ван Воу. Их можно назвать первооткрывателями нового искусства, опирающегося на южноафриканские традиции.
В то же время в Африке развивалась литература. Мировую славу получили писатели: Шрейнер, Джордан, Вилакази и другие. А в 1991 году южноафриканская писательница Гординер даже получила Нобелевскую премию по литературе.
Так что вклад белых в развитие культуры Африки очень высок. Их на континенте немного, но они живут и творят здесь до сих пор. Сейчас в ЮАР находится примерно 5 млн белых, часть из которых составляют африканеры с родным языком, часть – англо-африканцы и европейцы.
Поэтому далеко не все белые в Африке – это приезжие или, как любят фантазировать на Западе, люди из вездесущей ЧВК «Вагнера». Ими могут оказаться местные, именитые писатели или художники. Далеко не каждый белый в камуфляже – это «вагнеровец». С таким же успехом любой человек в шапке ушанке – это русский.
Наша жизнь полна стереотипов.