12 июня в Баку начнутся первые в истории Европейские игры. В отличие от остальных континентов, в Европе долгое время не было «своих» Игр. В азербайджанскую столицу приедет больше 6 тысяч спортсменов, которые будут соревноваться в 20 видах спорта. Корреспондент «РР» побывала в городе накануне турнира и выяснила, кто, как и зачем готовится к этим соревнованиям.
От бизнеса — к играм
Закончив школу, Рауф Мустафаев учился еще тринадцать лет. Сначала стал бакалавром международных отношений, затем магистром юриспруденции, кандидатом философских наук, потом закончил докторантуру и отправился в Лондон учиться в лучшей бизнес-школе мира. Два с половиной года Рауф проработал в азербайджанском парламенте, был вице-президентом частного азербайджанского банка, параллельно занимался бизнесом, поставляя в страну «все новое», что появлялось на международном рынке, а еще преподавал в одном из лучших университетов Баку международный бизнес и банковское дело.
Сейчас у Мустафаева есть своя компания, которая занимается инвестициями, она приносит неплохой доход. Только с сентября 2014 года ею почти полностью занимается партнер. Сам Рауф, отправив резюме и пройдя все собеседования, «принял новый челлендж» — стал одним из организаторов первых в истории Европейских игр.
— Конечно, я пришел сюда не ради денег, — говорит Мустафаев. — Для меня жизнь, как велосипед: если хочешь жить, надо ехать. Здесь фантастическая динамика, знакомства — в оргкомитете работают люди со всего мира. А еще я понимаю, что могу отдать стране свои знания, нигде до этого у меня не было такого шанса проявить себя. Вы видите, как я воодушевленно бегаю, рассказываю, подсказываю. Я счастлив и немного боюсь депрессии, которая может наступить после того, как все закончится.
Таких людей, как Рауф Мустафаев, в Азербайджане единицы. Помимо менеджерских способностей и навыков управления, у него есть опыт работы на крупных международных мероприятиях: он был генеральным менеджером Бульвара, где во время «Евровидения» в Баку располагались фан-зоны конкурса. Другая строчка из резюме — директор Республиканского стадиона имени Тофика Бахрамова на чемпионате мира — 2012 по футболу среди девушек до 17 лет. Учитывая, что за все время существования Республики Азербайджан страна принимала всего четыре соревнования подобного уровня (в 2011-м — чемпионат мира по боксу, в 2007-м — по борьбе и в 2005-м — по художественной гимнастике), эта строчка кажется самой ценной.
— Действительно, у нас директорами департаментов оргкомитета — их 19 — работают всего два азербайджанца. Мужчина и женщина. Сам я сначала был главным менеджером по стадиону Тофика Бахрамова, потом меня перевели в центральную команду, а затем назначили руководителем подразделения Issue resolution group, что в переводе с английского означает «Группа по оперативному разрешению вопросов». В общем, мы те люди, которые решают любые проблемы в городе, — смеется Рауф.
А проблем в Баку накануне Европейских игр на самом деле не так много, как можно было ждать от города, ни разу не проводившего соревнования подобного масштаба. За месяц до открытия все арены, на которых разыграют 253 комплекта медалей в двадцати видах спорта, уже построены и почти все сданы. «Европейская деревня», в которой будут жить спортсмены, также практически готова к приему гостей. С 2013 года работает новый терминал аэропорта. На дорогах появилась выделенная полоса для официального транспорта турнира.
— В Баку ведутся огромные работы, связанные с инфраструктурой, — рассказывает министр молодежи и спорта Азербайджана, глава операционного комитета «Баку-2015» Азад Рагимов. — Какие-то дома, я вынужден назвать их лачугами, были снесены. Все жители получили компенсацию, которой должно хватить на покупку нормального жилья. Появляются новые улицы, ремонтируются старые здания, приводятся в порядок фасады. Но на время Игр все большие стройки будут остановлены. Также ограничат въезд в город автомобилей из регионов, а вокруг спорткомплексов будет действовать особая система парковки: оставить свои машины смогут только жители прилегающих домов. Еще мы подготовили и передали Кабинету министров предложение по сокращению рабочего дня и его дифференцированию. Чтобы в одно и то же время в городе не пересекались большие потоки машин.
Лесники и браконьеры
История появления «Баку-2015» в какой-то мере уникальна. Вероятность того, что Европейские игры вообще состоятся, тем более в 2015 году, была невелика. Идея проведения первых мультиспортивных соревнований среди европейских атлетов появилась несколько десятков лет назад — вместе с развитием подобных турниров в других частях света. Так, первые Панамериканские игры для спортсменов двух американских континентов прошли еще в феврале-марте 1951 года в Буэнос-Айресе. Параллельно с ними свой мультитурнир проводили в Дели азиаты. Через двенадцать лет к ним присоединились страны Океании, впервые организовавшие Тихоокеанские игры. В 1965-м очередь дошла до Африканского континента. И только в Старом Свете считали, что соревнования не будут пользоваться популярностью ни среди потенциальных стран-хозяек, ни среди спортсменов, ни среди зрителей.
Лоббировать идею стал нынешний президент Европейского олимпийского комитета (EOC) Патрик Хикки; он даже нашел страну, которая была не против принять такой турнир. Возможно, азербайджанцы и не стали бы рассматривать «европейский» вариант, будь у них серьезные олимпийские перспективы. Но Баку претендовал на летние Игры дважды, и обе заявки не прошли даже в финал голосования. Олимпиаду 2016 года отдали бразильскому Рио-де-Жанейро, 2020-го — японскому Токио.
Чтобы принять Европейские игры, не надо было конкурировать ни с кем. Только на организацию мероприятия отводились не положенные для подобных соревнований шесть–семь лет, а всего два с половиной года. Учитывая небольшой опыт Азербайджана, ситуация казалась критичной, но только восьмерым чиновникам EOC. 38 других проголосовали за Баку, где сразу же приступили к подготовке.
Задачей номер один было собрать «звездную команду» — так называет нынешних сотрудников операционного комитета «Баку-2015» министр молодежи и спорта Азербайджана. Несмотря на континентальный статус, Игры было решено провести на олимпийском уровне. Для этого в Баку пригласили Саймона Клегга, прошедшего двенадцать Олимпиад со сборной Великобритании, а потом возглавившего олимпийскую заявку «Лондон-2012».
— Конечно, тридцать месяцев, которые были отведены Баку на организацию Европейских игр, это совсем небольшой срок для мероприятия подобного масштаба, и для меня это действительно вызов — посмотрите на цвет моих волос, — шутит Клегг, демонстрируя седину. — Но я знал, на что соглашаюсь, я сам участвовал в выборе столицы Европейских игр в качестве сотрудника Европейского олимпийского комитета и неоднократно бывал в Баку. Я не знаю, есть ли в русском языке такое выражение, но у нас говорят «превратился из браконьера в лесника».
Помогать Клеггу и Баку принимать вызов пригласили несколько сотен иностранных специалистов. Каждый из них участвовал в организации крупнейших мультисоревнований в разных странах мира. Именно поэтому здесь принято сначала спрашивать, где ты работал, а не из какой страны приехал.
— На Олимпиаде в Сиднее я работал в аккредитационном центре, в Афинах был спортивным координатором, в Лондоне занимался управлением объектами. Когда со мной связались люди из Баку и предложили работу, согласился сразу. Я уже давно решил, что посвящу свою жизнь организации спортивных соревнований. Во-первых, это интересно. Во-вторых, дает возможность пожить в разных странах, постоянно знакомиться с новыми людьми, — рассказывает Уоррен Найтон. Уоррен из Австралии, он отвечает за недавно отстроенный Бакинский стрелковый центр, который больше напоминает дорогой отель.
— В моем списке соревнований — Олимпийские игры в Лондоне и Ванкувере, Игры содружества в Мельбурне, Азиатские игры 2006 года в Дохе, — перечисляет другой австралиец, Бен Эммесон. — Кстати, во время Игр в Катаре я встретил женщину, ставшую моей женой, — она тоже была организатором. Правда, сейчас она в Мельбурне, в Баку я полетел один. Жена не против — это ведь не работа, это стиль жизни, если хотите — страсть, поиск постоянного вызова и возможность видеть плоды своей работы. Тем более в Баку, помимо организации соревнований, перед нами стоит еще одна очень важная задача — обучать местную молодежь.
Примерно через год после Европейских игр Баку собирается принять этап «Формулы-1». Через два — Исламские игры солидарности. В 2020 году здесь пройдут четвертьфиналы и игры группового этапа чемпионата Европы по футболу. Вновь приглашать для проведения всех этих соревнований иностранных специалистов азербайджанские власти считают нецелесообразным. Именно поэтому почти к каждому иностранцу, работающему в «Баку-2015», «прикрепили» местного молодого человека или девушку — тех, кто прошел специальный отбор.
— Программа отбора была довольно жесткой. Выбирали из лучших студентов лучших вузов. Наша задача — оставить после себя человека, готового работать на данной позиции, — объясняет россиянин Александр Смогунов, бывший руководитель Олимпийской горной деревни на Играх в Сочи. В Азербайджане он отвечает за Бакинский дворец спорта.
— Когда я пришел работать в оргкомитет «Сочи-2014», у меня было время учиться, — продолжает Смогунов. — Я ездил на Олимпиаду в Лондон, где за три недели успел поработать на всех возможных позициях в Олимпийской деревне. Этот опыт здорово помог, удалось избежать многих ошибок. Еще я ездил на юношескую Олимпиаду в Инсбрук, где был заместителем руководителя объекта. Учитывая сроки, которые были даны на организацию Европейских игр, думаю, создать и таким образом обучить местную команду с минимальным привлечением иностранцев было бы невозможно. Так что, на мой взгляд, решение было принято абсолютно логичное
Алюминиевые деньги и Евровидение
Не менее логичным местным чиновникам кажется и решение о строительстве спортивных объектов, необходимых для проведения соревнований. Большинство из них и так собирались строить без всяких турниров, убеждает Азад Рагимов:
— На самом деле многие спортивные объекты уже существовали, просто нуждались в ремонте. Остальные мы начали строить до того, как получили Европейские игры. Решение о строительстве Национального стадиона, например, было принято в присутствии господина Блаттера (президента FIFA. — «РР») и Платини (президента UEFA. — «PP») в 2012-м. Согласитесь, город с населением практически три миллиона, имеющий всего одну большую футбольную арену, построенную в 1953 году, — это нонсенс. Тем более мы позиционируем себя как футбольная страна. То же можно сказать и про центр водных видов спорта. В Баку не было ни одного бассейна, который работал бы на прием населения. Бассейны есть во всех пятизвездочных отелях, но это достаточно дорогое удовольствие.
Первейшей задачей Европейских игр власти Азербайджана считают пропаганду спорта среди молодежи (66% населения страны — это люди до 35 лет, утверждает министр Рагимов). Задача номер два — пиар самого Азербайджана.
— Думаю, россиянам будет сложно нас понять: Россия не нуждается в лишней рекламе, — говорит Рауф Мустафаев. — У азербайджанцев же за рубежом постоянно спрашивают, где находится наша страна. Ситуацию отчасти изменило «Евровидение» — и победа нашего дуэта, и проведение самого конкурса. Но я человек, родившийся еще в Советском Союзе и заставший его распад, последующую голодуху, очереди за хлебом, войну, денежную реформу. Я помню и мясо по талонам, и алюминиевые деньги, и многочисленных беженцев. Поэтому я понимаю значение и важность этих Игр для страны. Это не просто спортивное соревнование — это событие, открывающее нам новый путь. И это действительно стоит таких денег.
Морда не азербайджанская
Финансирование Европейских игр осуществляется практически полностью за счет государственного бюджета. По данным газеты The Guardian, речь идет примерно о 10 миллиардах долларов. Представители азербайджанского правительства называют другие суммы: строительство и ремонт объектов — примерно 1 млрд манат (954 миллиона долларов), операционный бюджет Игр — 959 млн манат (915 миллионов долларов) с резервным фондом в 1,15 млн манат (1,1 миллиона долларов). О других затратах предпочитают не говорить.
Между тем именно они, по сообщениям американской и британской прессы, привели к волне недовольства части населения. Министр молодежи и спорта Азад Рагимов уверяет, что все эти сообщения — профанация, попытка сорвать столь важное для страны мероприятие:
— Конечно, есть определенные центры, которые работают на то, чтобы в бочку меда забросить ложку дегтя. Одни говорят, что в период проведения Игр нельзя будет жениться и умирать, потому что запретят организовывать поминки. Другие пишут, что рушится новый стадион. Третьи показывают ужасные кадры, на которых ловят и сжигают собак. А я смотрю, извините меня, на эту собаку и вижу, что у нее морда не наша, не азербайджанская. Не такие у нас дворняги!
Рагимов не готов обсуждать цели «вбросов информации». Говорит, они могут быть «слишком разными». Однако министр спорта подчеркивает, Азербайджан не хочет политизировать Игры. Чтобы поговорить о политике, стоит найти другой повод.
— Я верю в то, что почти все скептики, которые не одобряли и не одобряют идею проведения Европейских игр в Баку, после завершения соревнований изменят свое мнение, — говорит Саймон Клегг. — Лично у меня нет сомнений в том, что у мультиспортивного соревнования под названием Европейские игры большое будущее. И начнется оно именно в азербайджанской столице.
Соревновательная программа
Олимпийские виды: бадминтон, бокс, борьба (вольная, греко-римская, женская), велоспорт (трековые и шоссейные гонки, маутинбайк, BMX), водные виды спорта (плавание, водное поло, прыжки в воду, синхронное плавание), волейбол (классический и пляжный), гребля на байдарках и каноэ, гимнастика (спортивная, художественная, прыжки на батуте плюс неолимпийские акробатика и аэробика), дзюдо, стрельба, стрельба из лука, легкая атле-тика, фехтование, настольный теннис, триатлон, тхэквондо
Неолимпийские виды: баскетбол 3×3, пляжный футбол, карате и самбо
Александра Владимирова
Источник: kavpolit.com