Не успел народ опомниться от шока, связанного с повышением пенсионного возраста, как Центробанк и Минфин предложили ввести новую модель пенсионной системы, в соответствии с которой граждане должны заботиться о себе сами и копить на пенсию самостоятельно, используя механизм так называемого индивидуального пенсионного капитала (ИПК).
Повышение пенсионного возраста было санкционировано Международным валютным фондом (МВФ). Подключение граждан к системе ИПК будет происходить уже по рецептам Всемирного Банка (ВБ).
Примерно 20-30 лет назад Всемирный банк активно продвигал идею накопительных пенсий, и этот подход был применен в странах Латинской Америки (Чили, Аргентине, Уругвае) и Восточной Европы (Польше, Венгрии, странах Балтии). Теперь на эти грабли решила наступить Россия.
В новой системе накопительный пенсионный взнос будет платить сам работник из своего заработка. Если, конечно, захочет. Принуждать никто не будет. Работника включат в накопительную систему по умолчанию, но дадут ему возможность в течение какого-то срока из нее выйти.
Многие детали механизма ИПК пока не раскрывают широким кругам общественности, однако председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что внедрение новой пенсионной системы является приоритетным направлением: “Для экономики пенсионные накопления – это важнейший источник длинных денег. Именно поэтому мы считаем приоритетом на ближайшее время внедрение индивидуального пенсионного капитала, который должен вдохнуть новую жизнь в систему пенсионных накоплений”.
“Длинные деньги” – вот в чём дело!
По словам инициаторов новой системы, внедрение ИПК полностью отменит обязательную накопительную систему и позволит привлечь в экономику дополнительные средства, которые можно будет направить на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.
Сразу может быть не совсем понятно, почему именно Центробанк вдруг озадачился пенсионными проблемами, но если расшифровать “птичий язык” Набиуллиной, то вопрос проясняется. Накопления в систему ИПК будут поступать из заработной платы граждан и направляться ростовщикам, а они уже будут передавать эти деньги под проценты представителям так называемого бизнес-сообщества.
Что такое НПФ с их “доверительным управлением”, многие граждане уже испытали на собственном горьком опыте. Сегодня этот НПФ есть, а завтра его управляющий со всеми средствами вдруг оказывается за пределами России.
На вопрос о том, что система ИПК является довольно рискованной, финансовый омбудсмен спокойно ответил: “Мы все должны понимать: рынок всегда сопряжен с риском”.
По существу, предлагая участвовать в ИПК, государство вновь желает занять у граждан деньги, обещая со временем вернуть их с процентами.
Но есть ли доверие к этим обещаниям?
Сколько мы уже слышали разных обещаний! Достаточно вспомнить слова и о ежемесячной прибавке в 1000 рублей каждому пенсионеру, которые так и остались словами.
И еще остаётся самый главный вопрос: как копить, если значительной части граждан не хватает средств на самое необходимое?
Подавляющее большинство нашего населения в последние годы тратит свои деньги на три вещи: еду, лекарства и оплату ЖКХ. На все остальное денег просто не остается.
Лишь менее 6% населения могут позволить себе делать сбережения.
Отсюда становится ясно, что в систему ИПК смогут войти только самые состоятельные люди, заработок которых позволяет осуществлять накопительные взносы в крупных размерах. Что же в таком случае остаётся основной массе граждан, которые физически не смогут участвовать в новой пенсионной системе?
Этого “реформаторы” пока не объясняют и продолжают ссылаться на “международный опыт” и рекомендации Всемирного Банка.
Инициаторы новой пенсионной реформы предлагают очередной раз “наступить на грабли” и ведут дело к упразднению статьи 39 Конституции РФ, которая гласит: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту”.
Наше государство старательно пытается отказаться от своих социальных обязательств и собрать с граждан все деньги, которые у них есть.