У Олимпийских игр печальное будущее. В наше время демократические страны не стремятся принимать их из-за несогласия налогоплательщиков, а авторитарные государства стремятся получить право на проведение любой ценой.
Когда выбирали столицу зимней олимпиады-2022, от первоначальных восьми городов осталось всего два кандидата — Пекин и Алматы. Пекин победил с небольшим перевесом: 44 голоса ― за Пекин, 40 ― за Алматы.
Как и ожидалось, остальные кандидаты ― Стокгольм, Краков, Осло и Граубюнден — отозвали заявки. В итоге Пекин станет единственным городом в истории, где проводилась как летняя, так и зимняя олимпиада.
Китай, наряду с другими странами, переживает экономический кризис. Гордон Чан (Gordon Chang), автор книги «Грядущее падение Китая», пишет, что китайские власти жаждут олимпийских игр по простой причине: «Пекину, как и любому авторитарному режиму, нужна легитимизация».
«Как иначе объяснить тот факт, что китайские власти хотят потратить миллиарды долларов на то, что никому не нужно?» — добавил Чан в разговоре по телефону.
Олимпийские игры в демократических странах
Отсутствие общественной поддержки ― главная причина, по которой другие города снимают свои кандидатуры. Когда Бостон отказался от заявки на летние олимпийские игры-2024, глава американского олимпийского комитета Скотт Блэкман (Scott Blackmun) 27 июля написал, что они не смогли «заручиться поддержкой жителей Бостона». Мэр Бостона Мартин Уолш (Martin Walsh) выразился откровеннее: «Я не могу поставить под угрозу налогоплательщиков, Ничто не стоит того, чтобы рисковать финансовым будущим нашего города».
У олимпийских игр есть обратная сторона. В демократических странах налогоплательщики резко критикуют подобные авантюры — налоги тратятся на убыточное мероприятие, оставляющее город с долгами, резкими комментариями в прессе и лишающее поддержки избирателей.
В будущем олимпийские игры не будут проводить в странах, где налогоплательщики имеют реальный голос, считает Чэн Сяонун (Cheng Xiaonong), руководитель центра исследования современного Китая (Принстон, Нью-Джерси) и бывший помощник Чжао Цзыяна, главы китайской компартии. «В будущем всё меньше и меньше демократических стран будет заинтересовано в проведении олимпийских игр», ― заявил Чэн в телефонном интервью. В таких условиях, добавил он, МОК придется останавливаться на предложениях от стран-диктатур.
«Китай выбрали не потому, что это был лучший вариант. Просто это был лучший вариант из имеющихся», — заключает Чэн.
Китайские власти пытаются повторить эффект летних олимпийских игр-2008, говорит Чэн. КПК (китайская компартия) стремится легитимизировать своё правление, она хочет создать имидж сверхдержавы. «КПК хочет продемонстрировать свой успех всему миру, ― сказал он, ― она любит играть на патриотизме и национализме, которые легко находят отклик среди китайской молодежи».
Чэн отмечает, что заявка на зимние олимпийские игры ― это игра с огнём для КПК.
«Молодых китайцев сейчас больше волнует, как заработать денег, чем имидж страны в мире, и старое поколение думает так же», ― говорит Чэн. Патриотизм тесно связан с размером пенсий.
Стабильность власти КПК основана на «финансовой легитимности», люди довольны властями до тех пор, пока в карманах есть деньги, говорит Чэн.
«В настоящее время китайская экономика вступает в рецессию, которая намного серьёзнее, чем думают на Западе. К тому времени, когда дело дойдёт до организации зимней олимпиады, экономика Китая будет переживать настоящие трудности».
К 2022 году даже «богатое китайское правительство может столкнуться с нехваткой денег», ― сказал Чэн Сяонун.
Бремя олимпиады
Затраты на проведение олимпиады ― важный фактор. «Олимпийские игры очень дорого обходятся, они привлекают внимание к городу только на короткий срок, но в итоге города-организаторы остаются с убытками, ― говорит Гордон Чан. — Я вообще не помню случая, когда на проведение олимпийских игр выдвигалось всего два кандидата, но сейчас стало ясно, что страны несут убытки от олимпиад».
Монреалю потребовалось 30 лет, чтобы расплатиться с долгами после проведения олимпиады-1976. Чтобы возместить убытки, ввели специальный акциз на табачные изделия.
Летняя олимпиада-2004 в Афинах оставила Грецию с долгами в $11 миллиардов. Зимняя олимпиада −2010 в Ванкувере обошлась в $6,4 миллиарда, из них $2,3 миллиарда легли на плечи налогоплательщиков. Летняя олимпиада-2012 в Лондоне стоила $14,6 миллиарда и обошлась английским налогоплательщикам в $4,4 миллиарда.
Власти КНР планируют потратить на олимпиаду $3,9 миллиарда, но как показывает история, городу, принимающему олимпийские игры, редко удаётся уложиться в заявленный бюджет.
С 60-х годов все олимпийские игры превышали заявленный бюджет в среднем на 179%, сообщает NPR. Об этом свидетельствуют данные оксфордских экономистов Бента Фливбьорга (Bent Flyvbjerg) и Эллисон Стюарт (Allison Stewart).
Наглядный пример ― Россия. Предварительный бюджет зимних олимпийских игр в Сочи составлял $12 миллиардов, но в итоге олимпиада обошлась в $51 миллиард.
Пекину кроме инфраструктуры нужно создать искусственный снег и лёд, потому что в Пекине мало естественного снега. Кроме того, они должны построить скоростную железную дорогу длиной 144 км, чтобы перевозить спортсменов и зрителей в Чжанцзякоу, где пройдёт часть соревнований.
Имидж страны
Казахстан ясно и открыто рассказал о причине, почему он готов принять олимпийские игры. Олимпийские игры сделали бы Казахстан заметным на карте мира, заявил премьер-министр Казахстана Карим Массимов.
«25 лет назад мы были частью Советского Союза. У нас был другой имидж. Теперь мы хотим изменить это представление. Мы хотим, чтобы мир лучше понял, что мы делаем и куда движемся», ― сказал он.
Власти КНР гораздо сдержаннее в своих заявлениях. Пока они просто усилили объём своей обычной пропаганды. Государственные СМИ делают свое привычное дело. Подключились, однако, и некоторые зарубежные голоса.
В пресс-релизе о телевизионном сериале ABC 7 «Открытие Пекина: современный город с величественным прошлым» Cimagine Media Group заявила, что он будет «посвящён переменам, происходящим в последние годы в Пекине, который снова готовится принять грандиозное спортивное мероприятие».
Cimagine Media Group — партнер ряда китайских СМИ, включая государственную газету «Жэньминь жибао».
Однако внутри страны КПК не смогла вызвать такого же энтузиазма, как во время летней олимпиады-2008. Праздничные мероприятия в связи победой Пекина прошли у стадиона «Птичье гнездо», где было всего около 500 отобранных участников.
«Все эти праздничные мероприятия были запланированы, ― говорит Чан, ― в городе не было искренней радости, как в 2001 году, когда Пекин выиграл право проводить летние олимпийские игры-2008».
По словам Чана, главный вопрос — что будет с КПК к моменту начала игр, учитывая, что экономика Китая в настоящее время замедляется, а компартия переживает кризис.
«Я не думаю, что она доживёт до 2022 года, ― сказал он, добавив, что когда наступит время олимпиады, МОК «может обнаружить, что Китая, который бы смог провести мероприятия, уже нет».
Джошуа Филипп
Источник: inosmi.ru