Новый закон о гражданстве РФ: спасение украинской оппозиции

Граждане Украины, не угодные нынешнему киевскому режиму, получили счастливый билет в Россию.

Заместитель председателя комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий пригласил в Россию тех, кто подвергается политическим преследованиям на Украине. Несколькими днями ранее президент Владимир Путин подписал закон, облегчающий получение российского гражданства и вида на жительство в России для жителей Украины.

«Мы можем только одно сделать: всех тех, которым угрожает смерть, (для кого существует. — Прим. авт.) угроза жизни на Украине, мы приглашаем сегодня в Россию, — заявил Водолацкий РИА Новости. — Погоня за ведьмами, как в Средневековье, сегодня — это уже смысл жизни Порошенко и всей его команды. Естественно, все, кто связан с Россией, а это около 70% населения Украины, они автоматически попадают в эти списки или будут попадать».

Таким образом, можно понять, что речь идет о достаточно широком месседже. Далее, по словам журналистом РИА Новости, «парламентарий подчеркнул, что на настоящий момент для пребывания таких украинцев в РФ проработана законодательная база». Речь, очевидно, и о законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подписанном 30 июля президентом России, а перед этим принятый 19 июля Государственной Думой и 25 июля Советом Федерации.

«Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин, — добавляет новый закон в нормативные правовые акты. — Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Закон уже вызвал крайне нервную реакцию как украинского МИДа, назвавшего этот закон «дискриминацией украинцев» (хотя он, наоборот, максимально снимает препоны в их отношении), так и главы МВД Арсена Авакова, по словам которого Россия «имеет наглость предлагать теперь нашим гражданам упрощенное российское подданство». Последний термин не верен, так как подданные были только в средневековых монархиях, а в демократиях — граждане, но по-своему весьма красноречив. Власти Украины действительно мыслят в рамках крепостнического отношения к своим жителям, которым в идеале было бы некуда от этого бежать.

Чем была так удобна для украинской стороны ситуация, когда за отказом от гражданства нужно было ехать собирать справки в Незалежную? Справки могли вернуться собрать обычные работяги-«заробитчане», те самые «простачки», которых изобразил жертвами нового закона Аваков. Но не политические эмигранты, возвращение которых и тем более появление в государственных инстанциях моментально привело бы к их аресту.

Примеров таких было немало еще до начала военных действий в Донбассе. В начале апреля 2014 года в Россию бежал секретарь Одесской епархии Украинской православной церкви протоиерей Андрей Новиков, у которого СБУ провело обыск и начало «раскручивать» на связи с местными антимайдановцами. После вызова на допросы в СБУ многие люди тогда в Одессе пропадали без вести, и протоиерей бросил все и бежал из страны. Спустя полгода, когда Владимир Путин посетил храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, где Новиков стал настоятелем, протоиерей пожаловался на сложности, существующие у него в Москве ввиду отсутствия российского гражданства.

Сами антимайдановцы, открыто выходившие в марте-апреле 2014 года на митинги в разных городах Украины, засветившиеся в СМИ, были вынуждены покидать страну без загранпаспорта, просто с имевшимися в кармане документами. Позже к ним прибавились участники ополчения самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

В марте 2017 года те же РИА Новости опубликовали материал «Депортация ополченцев. Почему Россия выдает Киеву защитников Донбасса», где речь шла о целом ряде таких резонансных случаев. Например, это активисты Партии регионов Александр Лах (Львов) и Виталий Хомутовский (Харьков), которых от депортации по решению суда спасли лишь усилия правозащитников и Общественной палаты РФ. В другом случае осужденный к депортации винничанин Николай Трегуб просто перестал выходить из квартиры, чтобы не быть пойманным полицейскими за нарушение миграционного режима. Кому-то из осужденных к экстрадиции удавалось «соскочить» прямо с уходящего из России поезда. И таких примеров, пусть и менее известных, много. Каждый такой случай с удовлетворением раздувался украинскими СМИ: мол, никто вас там не ждет, не примет, будете бедствовать, а мы вас там все равно достанем.

Тем более что с 1 января 2017 года в России закрыты пункты для приема беженцев с Украины, и, как можно было понять, более не принимаются таковые. Кроме того, даже получив имеющее срок действия разрешение о временном пребывании, гражданин Украины сталкивался с тем, что по этому документу практически невозможно устроиться на работу или даже встать на учет в Центр занятости.

При этом нельзя сказать, чтобы на практике на пути получения российского гражданства для граждан Украины возводились искусственные бюрократические препоны. Но, во-первых, процесс получения гражданства был достаточно долгим (годы) и сложным, во-вторых, узнать о его практических аспектах можно было, лишь уже начав процесс получения.

Нотариально оформленный отказ от гражданства начали принимать в миграционной службе еще до подписания закона 30 июля Владимиром Путиным. Так, в Facebook Богдана Безпалько, председателя Федеральной национально-культурной автономии «Украинцы России», входящего в качестве такого в Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ, 26 июля было размещено объявление о помощи семье беженцев из Донецка, которые «сейчас получают гражданство по программе переселения соотечественников, и на оформление разных бумаг (например, нотариальный отказ от украинского гражданства и переводы документов с украинского на русский и т.д.), им нужно 13 тысяч рублей». И это не единичный пример.

Журналист Ukraina.ru переговорил с несколькими гражданами Украины, оформлявшими в последние годы российское гражданство (не в упрощенном порядке вследствие рождения на территории советской РСФСР, наличия близких родственников с гражданством РФ и иных причин). Беседы велись на условиях анонимности, так как на Украине до сих пор остаются их близкие родственники. По их словам, такой порядок действовал в ФМС (5 апреля 2016 года ведомство вошло в состав МВД) и до принятия нового закона.

«Раньше точно так же подавали нотариально заверенную копию заявления, направленного на Украину об отказе от гражданства. Украинская сторона обычно на такие заявления не отвечала, поэтому многие просто посылали туда пустое письмо. Это происходило на финальной стадии получения российского гражданства, — говорит один из них. — Буквально на днях я как раз поинтересовался этим вопросом в миграционной службе, и мне пояснили, что такой порядок на их памяти «существовал всегда».

Иначе говоря, произошло узаконение де-факто уже сложившейся практики, точно так же, как 18 февраля 2017 года Владимир Путин подписал указ о признании в России паспортов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (в официальной формулировке «документов… выданных… на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины»). Перед этим расследование «РБК» показало, что по документам этих непризнанных государств в России уже можно было приобрести железнодорожные и авиационные билеты на внутренние рейсы или оформить номер в гостинице. Однако, как отмечалось тогда, одни российские авиакомпании паспорта ДНР и ЛНР признавали, другие нет, и т.д. Поэтому понадобилось принятие официального нормативного правового акта.

«В большинстве случаев не требовали никаких подтверждений (об отказе от гражданства Украины. — прим. авт.), но везде все по-разному, нельзя исключать, что где-то чиновники их требовали», — говорит собеседник Ukraina.ru.

Важно, что теперь подобный порядок оформления документов будет применяться везде и в обязательном порядке, тогда как ранее являлся сложившейся и де-факто признаваемой практикой на местах. Вместе с тем, это стало ясным сигналом для граждан Украины, задумывающихся о том, чтобы бежать для спасения своей жизни из страны — Россия готова их принять, реалистично подходя к требующимся для этого от них документам.

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *