Как Румыния приобщала Бессарабию к европейским ценностям
94 года назад, 15 сентября 1924 года, в Южной Бессарабии вспыхнуло вооруженное крестьянское восстание, направленное против румынских властей. Оно началось в Татарбунарах (ныне это Одесская область) и вскоре перекинулось на другие села. Восставшие, во главе которых стояли большевики, создавали органы советской власти, формировали отряды народной милиции. Целью повстанцев было создание Молдавской советской республики и присоединение к СССР.
Продержались бунтовщики недолго, всего три дня. Бухарест жестоко подавил мятеж. 19 сентября, расстреляв Татарбунары химическими снарядами, румынские войска заняли оплот восставших. Еще несколько дней ушло «на зачистку» остальных сел. В те дни погибли тысячи молдаван, украинцев, русских, болгар, гагаузов…
Сегодня нередко можно услышать, что Молдавия постоянно стремилась стать частью Румынии, а Россия все время этому препятствовала. Но это не так. Были интересы элиты и были интересы простого народы.
История вопроса
Откуда в этих краях взялись предки молдаван и румын, ученые спорят по сей день. В Бухаресте любят связывать свое происхождение с могущественными римлянами или гордыми даками. Однако последние исследования указывают на то, что восточнороманские народы, скорее, пришли с Балкан, где жили еще в античные времена. Очень сильно они перемешались со славянами. Сначала, возможно, еще на Балканах, а затем — на берегах Прута, Дуная и Днепра. В XIII — XIV столетиях восточнороманцы заняли территории, на которых живут и сегодня, позаимствовав значительную часть из них у пришедшего в упадок Древнерусского государства.
Самостоятельное существование оказалось недолгим. В XV веке земли Молдавии покорили османы, под властью которых местным христианам жилось совсем несладко. Вскоре молдавские элиты установили связи с набирающим мощь Российским государством и начали «вентилировать» вопрос ухода по руку русских царей. Сначала в Москве на это реагировали очень осторожно, но в начале XVIII столетия, воодушевленный победами над турками и шведами Петр I в союзе с молдавским володарем Дмитрием Кантемиром попытался прогнать османов из Бессарабии, но потерпел серьезное поражение в Прутском походе.
Фактически передача Северо-западного Причерноморья под власть России произошла в конце XVIII века и окончательно была зафиксирована по итогам очередной Русско-турецкой войны в 1812 году. Тогда же была образована Бессарабская область, получившая шесть лет спустя устав, широкую автономию и самоуправление (которые со временем были урезаны из-за коррупции и самоуправства местных элит).
Под российской властью Бессарабия расцвела. Ее населения за сто лет выросло с 200−250 тыс. человек до 2,5 млн. Производство хлеба увеличилось в 13 раз. Были построены железные дороги и образовательные учреждения. Выходцы из Молдавии делали в империи блестящую карьеру. По подсчетам историков, более тридцати из них стали генералами и адмиралами.
Бессарабская смута
В 1917 году Молдавия оказалась одним из наиболее беспокойных уголков бывшей империи. Даже соседние села могли подчиняться совершенно разным враждующим между собой советам или правительствам. Весьма сильны в Молдавии были позиции левых партий, и после Октябрьской революции крупнейшие населенные пункты Бессарабии признали советскую власть.
4 декабря 1917 года на Военно-молдавском съезде был сформирован представительский орган власти Сфатул Цэрий, который через одиннадцать дней объявил Молдавскую демократическую республику в составе России, признанную Петроградским советом и Совнаркомом РСФСР. Однако вскоре оказалось, что руководство Сфатул Цэрий вело двойную игру, вступив параллельно в переговоры с румынскими властями и договариваясь с ними о вводе в Бессарабию румынских войск.
Появление в пограничных селах иностранных военных вызвало взрыв возмущения у населения Молдавии. Начались протесты. Однако 28 декабря Сфатул Цэрий под предлогом борьбы с анархией официально обратился к румынским властям с просьбой разместить в Бессарабии свои войска.
Хотя жители Молдавии были настроены в своей массе просоветски, вооруженных сил у местных большевиков не хватило, чтобы дать отпор румынам, и в первой половине января те захватили центральную часть Бессарабии. Выступавшие против оккупации члены Сфатул Цэрий были расстреляны. На юге Бессарабии развернулись ожесточенные бои с румынскими захватчиками. 7 февраля оккупанты, имея существенное превосходство в живой силе и технике, после кровопролитных боев захватили Бендеры. Около трех тысяч местных жителей без верхней одежды заставили целый день стоят на морозе, а порядка пятисот — расстреляли без суда и следствия. Однако уже во второй половине февраля советские войска перешли в наступление и начали теснить оккупантов. Испуганное румынское руководство согласилось на подписание 5−9 марта 1918 года совместного протокола о ликвидации конфликта, признав Бессарабию частью России и гарантировав вывод с ее территории своих войск. Но вскоре у РСФСР начались проблемы на других фронтах, и румынские лидеры, узнав об этом, выполнение взятых на себя обязательств саботировали. 24 января Сфатул Цэрий объявил о независимости Молдавии. А 25−26 ноября при отсутствии кворума (третью голосов) молдавский «парламент» проголосовал за присоединение к Румынии, и вскоре был распущен.
Впрочем, совсем скоро даже сторонников союза с Румынией ждало горькое разочарование. В 1924 году сенаторы и депутаты от Бессарабии в обращении к королю заявили, что Молдавией Бухарест управляет так, как в ХХ веке не управляют даже африканскими колониями. Ситуация в регионе действительно оказалась катастрофической. Из 262 промышленных предприятий после присоединения к Румынии осталось 196. Аграрная реформа возродила помещичьи хозяйства. Заработная плата уменьшилась, а безработица выросла. Количество средних школ сокращалось, 72% населения было неграмотными. Все это разительно отличалось от того, что происходило в СССР. Поэтому жители Бессарабии массово бежали в Советский Союз.
В апреле 1924 году румынские власти отказали СССР в проведении на территории Бессарабии плебисцита о судьбе региона, прекрасно понимая, какие у него будут итоги. Летом в Румынии была запрещена коммунистическая партия. Увидев, что надежд на изменении ситуации не остается, жители Южной Бессарабии 15−18 сентября подняли восстание, известное нам, как Татарбунарское, и создали ревком. Их целью было установление советское власти и присоединение к СССР.
Бухарест на повстанцев бросили десять полков, артиллерию и флот, высадивший десанты на побережье. Против жителей Татарбунар применили химическое оружие. За четыре дня румынские военные убили около 3 тыс. людей. Около 500 человек захватили, чтобы инициировать против них показательный процесс, на котором их планировалось заклеймить, как «агентов СССР». Но на эти действия официального Бухареста резко отреагировали известные в мире интеллектуалы и, в связи с полным отсутствием доказательств, большую часть арестованных пришлось отпустить. А 85 человек все равно получили длительные сроки тюремного заключения.
Советские власти оккупацию Румынией Бессарабии так и не признали, и неоднократно обещали вернуться. Что и произошло в 1940 году. Не удивительно, что после всего случившегося, местное население встречало Красную армию с радостью, а потом, уже в годы Великой Отечественной войны, воевало против румынских «сородичей» в составе партизанских отрядов…