Стоит ли ждать смягчения законопроекта после выступления президента
Президент Российской Федерации Владимир Путин 29 августа выступит с видеообращением по поводу пенсионной реформы. По словам главы государства, реформа должна иметь «человеческое измерение». Путин попросил не забывать, что «все решения будут касаться судеб миллионов людей».
Президент добавил, что необходимо «считаться с самыми разными жизненными ситуациями, с которыми люди сталкиваются» и поэтому нельзя действовать формально.
«Мы не можем руководствоваться известным принципом французского «короля-солнца» Людовика XIV, который как-то сказал: «После меня — хоть потоп», — отметил президент.
Глава государства добавил, что преобразования необходимы для того, чтобы пенсионная система РФ соответствовала реалиям сегодняшнего дня, была «финансово устойчивой на десятилетия вперед», чтобы такие изменения обеспечивали «достойное качество жизни, защищали нынешнее и будущее поколение наших граждан».
Напомним, что наибольшее недовольство граждан России вызвало намерение поэтапно увеличить возраст выхода на пенсию для мужчин на 5 лет — до 65-летнего возраста, а для женщин аж на 8 лет — до 63-летнего.
На днях «Свободная пресса» предполагала, что Владимир Путин будет хранить молчание по поводу пенсионной реформы до второй половины сентября, чтобы понять, будет ли нарастать народный протест или недовольство утихнет само собой. Как видим, Путин решил раскрыть карты несколько раньше. С чем это может быть связано?
— Думаю, что завтрашнее выступление Путина не расставит все точки над i, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Всё-таки окончательное решение, как проводить пенсионную реформу, в каком формате, видимо, последует ближе к концу сентября.
Судя по той речи президента России, которую сегодня цитируют СМИ, завтра ничего принципиально нового сказано не будет. Власть как раз отыгрывает тот люфт, который она на старте пенсионной реформы для себя оставила. Законопроект был внесён по самому жёсткому сценарию и сейчас по чуть-чуть его смягчают там, где очевидно и намеренно перегнули палку. Возможно, «скинут» женщинам 2−3 года, в отношении северян что-то скостят, какие-то льготы будут начинать действовать в отношении работающих пожилых людей до наступления нового пенсионного возраста.
«СП»: — Почему всё же власть не стала ждать конца сентября, не стала «тестировать» общественное мнение, уровень протестных настроений?
— Я думаю, власть пытается на старте перехватить инициативу у оппозиции, сбить протестную волну до неопасного уровня. На 2-е сентября намечены акции протеста по всей стране. Власть опасается, что они могут быть более масштабными и более радикальными по настроениям и лозунгам, чем это было летом во время «отпускной паузы».
Поэтому Кремль пытается играть на упреждение, страхуется по всем направлениям. Заранее выведены из игры лидеры, потенциально способные возглавить уличный протест против повышения пенсионного возраста. В первую очередь — это координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов, во вторую — оппозиционер Алексей Навальный.
И вот сейчас в лице президента страны подключили «тяжёлую артиллерию». Посмотрим, но я лично никаких судьбоносных решений не ожидаю. Скорей всего, это будет техническая корректировка, небольшое смягчение реформы, которое изначально было заложено в сценарий её проведения.
<ins><ins>×</ins></ins>
«СП»: — В России в последние годы было так заведено, что решения, обнародованные Путиным, дальнейшей корректировке не подвергались. Так будет и в этот раз, или власть под давлением улицы может в дальнейшем пойти на попятный, ещё сильнее нивелировать пенсионную реформу?
— Чисто гипотетически власть может пойти на уступки большие, чем те, что завтра, скорей всего, будут анонсированы Владимиром Путиным.
Власть сегодня менее плотно контролирует ситуацию в обществе, чем это было 10−15 лет назад. Поэтому ей приходится оставлять себе больше пространства для манёвра. Повторюсь — завтра будет обнародовано не окончательное решение. Это будет просто очередной шаг в торге власти с обществом. Если озвученные уступки общество не удовлетворят, и будет радикализация массовых протестов, то могут и вообще реформу «спустить на тормозах». Именно поэтому сейчас власть не даёт окончательного ответа по поводу референдума на тему повышения пенсионного возраста.
Они попытались перехватить инициативу у коммунистов, зарегистрировали лояльные себе инициативные группы, тоже настаивающие на проведении референдума. И теперь коммунисты не могут единолично провести референдум. Неслучайно председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова намекнула, что теоретически возможно объединение инициативных групп для проведения референдума. Власть оставляет для себя референдум как путь для отступления в самом крайнем случае. Пространство для манёвра, которое они оставляют себе, очень широкое.
— Скорей всего, завтра Владимир Путин озвучит некие послабления, которые будут касаться не концепции реформы, а сроков её ввода в действие, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Видимо, несколько снизят возрастную планку выхода на пенсию.
«СП»: — Частичные уступки устроят общество или протест будет продолжаться и усиливаться?
— Не думаю, что уступки власти снизят напряжение в обществе. А уровень этого напряжения будет зависеть от того, что скажет президент. Если будут анонсированы косметические, незначительные изменения принятого в первом чтении законопроекта об увеличении пенсионного возраста, это не приведёт к всплеску протестных акций здесь и сейчас. Это просто станет фактором, влияющим в долгосрочной перспективе на снижение доверия к власти.
«СП»: — Если улица потребует отменить реформу, власть может пойти на это?
— Обычно президент Путин старается, насколько это возможно, сохранять свободу манёвра для принятия решений. Возможно, и после этого видеообращения Путин не станет сжигать все мосты и оставит пути для отступления в случае необходимости. Сам же президент не раз говорил, что необходимости спешить в этом вопросе — нет. Если власть заинтересована в компромиссе с обществом, то надо продлить процесс выработки оптимального решения. А в сроки, которые прошли между инициированием реформы и сегодняшним днём, этот процесс мог пройти только формально.
«СП»: — Кремль может всё-таки дать добро на референдум?
— Думаю, что шансов на проведение подлинно народного референдума мало. В России вообще этот элемент демократии, по крайней мере, на федеральном уровне находится в спящем состоянии. И у меня большие сомнения, что именно под пенсионную реформу разрешат применить этот неудобный для власти инструмент.